Анафематствования в день Торжества Православия от РосПЦ

Дата публикации иерей Иоанн Гриненко

В величественный день Торжества Православия, когда Святая Церковь воспевает победу чистой и неискаженной веры над темными течениями ересей, особенно над известной борьбой с неприятием святых икон, наши сердца наполняются глубоким смирением и благоговением перед величием Божественной истины. Этот путь, освещенный светом истинной веры, укрепляет нас в неизменном стремлении к чистоте учения, данного Самим Господом через Его Воплощение и Святое Евангелие.

Однако, наряду с великой победой над иконоборчеством, наше время ознаменовано и новыми вызовами. Современные ереси, такие как экуменизм и сергианство, а также заблуждения относительно сущности и мощи Имени Божьего, требуют от нас неустанной бдительности и готовности к защите догматической чистоты. Экуменизм, стремящийся к внешнему единству за счёт компромисса в основополагающих истинах веры, и сергианство, подрывающее основы духовного сопротивления миру, противоречат сути Православия, призывающего к неизменной верности Господу и Его заповедям. Отрицание силы и энергии Божьей, присутствующей в Его Имени, открывает двери для непонимания глубинной сути нашего общения с Богом.

Анафематствование, как выражение твердой защиты нашей священной веры, является неотъемлемой частью этой борьбы за сохранение догматической чистоты. В наставлениях святых отцов мы находим не только напоминание о важности ясного понимания и выполнения обязанностей, возложенных на нас званием "православных", но и о глубоком значении нашей веры как основы жизни, согласующейся с Божественным учением.

Слова, полные духовной мудрости, напоминают нам о необходимости стойкости и готовности к жертве во имя исповедания истинной веры в мире, где ложь часто принимает обличье истины. Подчеркивается важность отказа от заблуждений и лживых верований, стремления к истинному покаянию и жизни, наполненной добродетелью.

Анафема, как акт духовного осуждения, не является проявлением ненависти или отторжения, а скорее, глубокой заботой о сохранении чистоты и непорочности веры, а также о спасении душ заблудших. Этот акт сравним с бдительной защитой святости семейного очага, подчеркивая его важность для оберегания святыни Церковного учения.

В наше время, когда истина и ложь зачастую смешиваются, Святая Церковь призывает нас к особой бдительности и глубокому размышлению о наших духовных обязанностях как хранителей истинной веры. Мы призваны быть стойкими и непоколебимыми в защите Божественной истины, памятуя о том, что истинное Православие – это не только вера, но и жизнь, полностью согласующаяся с этой верой. Пусть наша верность истинной вере будет непреклонной, напоминая всем о неизменной любви и милосердии Господа, Который ведет нас по пути спасения.

Сегодня, когда современные ереси подобно бурным потокам пытаются подорвать основы нашей веры, важнее всего оставаться приверженными к канонам и учениям, переданным нам святыми отцами. Пусть наш ответ на вызовы времени будет основан на непоколебимой вере, глубоком богословии и живой традиции Православия, которая несет в себе неизменную истину во все времена.

Духовное противостояние современным ересям и заблуждениям не является лишь историческим эхом давних битв, но и актуальной задачей для каждого православного христианина сегодня. Наша задача – не только избегать заблуждений, но и активно свидетельствовать миру о богатстве и глубине Православной веры, о ее способности преобразовывать жизни и вести к спасению.

Да укрепит нас Господь в нашем стремлении быть верными хранителями священного депозита веры, переданного нам святыми отцами, и да поможет нам с любовью и терпением противостоять всякому заблуждению и ереси, созидая жизнь в Церкви, полную благодати и истины.

Анафематствование в день Торжества Православия

РосПЦ в лице архиереев, монашествующих, клириков и всех верных чад исповедуют

  1. Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без Промысла Божия и по случаю бывает: анафема.
  2. Глаголющим Бога не быти Дух, но плоть; или не быти Его Праведна, Милосерда, Премудра, Всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.
  3. Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не Единосущный и не Равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца и Сына, и Святого Духа не Единого быти Бога: анафема.
  4. Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.
  5. Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.
  6. Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема.
  7. Не верующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.
  8. Отмещущим бессмертие души, кончину века, Суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.
  9. Отмещущим вся Таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.
  10. Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.
  11. Помышляющим, яко православные Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются; и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.
  12. Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема.
  13. Отрицающим, что Имя Божие есть сила и энергия Божия. Всякая энергия Божия неотделима от существа Божия и потому есть сам Бог, хотя Бог Сам по Себе и не есть ни имя вообще, ни Его собственное Имя: анафема
  14. Отвергающим, что Божественную Литургию следует совершать только лишь на квасном – истинном, не дрожжевом -  хлебе (просфорах) и чистом – истинном, то есть, без сахара, серы и прочего -  виноградном вине с водою: анафема
  15. Отвергающим, что экуменизм - есть отступление от Православной Веры, предательство и измена Христу: анафема
  16. Отрицающим, что сергианство - есть новая ересь, оправдывающая предательство Истинной Веры Христовой. Сергианство — есть коренной грех, заключающийся в сознательной измене Христу и правде Его, при почти полном сохранении буквы догматов и внешней обрядности. Сергианство вытекает из ереси цареборчества и отвержения царской власти в обмен на принятие любой другой власти (вплоть до власти Антихриста) как власть от Бога: анафема
  17. Отвергающим, Русское старообрядчество во всех своих толках и согласиях представляет собой закоренелый и упорный раскол, противный Святоотеческому и Церковному вероучению, с самосвятской лже-иерархией, совершенно лишенный благодати церковных таинств. Принятие старообрядцев в Российскую Православную Церковь осуществляется на основаниях единоверия: анафема
  18. Утверждающим и исповедующим нечестивое экуменистическое зловерие лжемитрополита Киприана Куцумбы утверждающие благодать Таинств в отпадших от Церкви сообществах быти и нечестиво учившего о том, что ересь - не духовная смерть, как Святые Отцы единогласно определили, а духовная болезнь, которой могут быть подвержены как отдельные христиане, так и целые Поместные Церкви при этом остающиеся, тем не менее, частями, хотя и больными, единой Церкви Христовой: анафема
  19. Не следующим обычаям Церкви, иже установлены быша на седми Вселенских Соборах, такожде и Святей Пасце и месяцеслову, иже они правильно уставиша и предаша нам на последование, но желающим последовать новоявленной пасхалии и новому месяцеслову безбожных папских астрономов; и, противясь оным обычаям Церкви, желающим ниспровергнуть и развеять догматы и обычаи Церкви, ихже мы от Отец прияхом: анафема
  20. Масоном, оккультистом, спиритом, чародеем и всем, иже не Единому Богу веруют, но бесов почитают, и не Богу смиренно жизнь предают, но чародейным бесов призыванием грядущее ведети тщатся: анафема
  21. Соблазнителем и ругателем рода человеческого и богозданныя  природы извратителем, сеющим разврат и над деторождением глумящимся, соблазняющих сестер наших детоубийство во утробах матерних творити и безвозрастных младенцев, яко бездушных извергати, еще же их телес и крови скверную прибыль имати: анафема