Рождественское Послание Епископа Белгородского и Южно-российского Григория (Кренцив)

Российская Православная Церковь
Южно-Российская епархия
 
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ
Преосвященного Григория
Епископа Белгородского и Южно-Российского
 
 
«Когда пришла полнота времени,
Бог послал Сына Своего Единородного,
Который родился от жены,
подчинился  закону» Гал. 4:4
Дорогие в Господе братья и сестры!
Сердечно поздравляю Вас со светлым и радостным праздником Рождества Христова!
Рождество нашего Господа является главным событием великого плана спасения рода человеческого. Всеведущий Бог предвидел грехопадение человека, и потому от создания мира Господь Иисус Христос в Его планах был усмотрен как Агнец закланный (Откр. 13:8). Поскольку наш Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены (1 Цар. 2:3), потому приход Иисуса Христа был определен на то время, когда исполнится его полнота. Полнота времени характеризовалась шестью основными признаками: централизацией мiра, его культурным единством, широким масштабом мiровых торговых связей, миром в мiре, безнравственностью мiра и религиозным «смешением» в мiре. Все человечество было охвачено одним переживанием: «Придет Желаемый всеми народами» (Агг.2:7).
И вот пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, унизил Себя, приняв человеческое естество. Он старался ничем не выделяться внешне. Богатство, мiрские награды и человеческие почести никогда не послужат спасению души от гибели. Иисус стремился, чтобы не внешняя красота привлекала к Нему людей, а только красота небесной истины. Характер Мессии был предсказан пророчеством задолго до Его явления, и Христос желал, чтобы люди приняли Его на основании свидетельства Слова Божьего. Захарии, священнику, во время служения перед алтарем уже было возвещено о близком пришествии Христа. Уже родился Иоанн Предтеча, и его миссия ознаменовалась чудесами и пророчеством. Весть о Его рождении и чудесный смысл Его миссии уже были известны повсюду. Но Иерусалим не готовился приветствовать своего Искупителя. Эгоистичные и поглощенные мирскими заботами сердца остались бесчувственными к радости, которая наполняла небеса. Лишь немногие жаждали увидеть Невидимого. К этим людям и были посланы небесные вестники. В это время был объявлен Указ римского императора о переписи народа во всех областях обширной Римской Империи. Иосиф и Мария пошли из Назарета, где они жили, в город Вифлеем, откуда Мария была родом. В этом было провидение Божье, так как Иисус должен был появиться на свет в городе Давидовом — Вифлееме. Из Вифлеема, сказал пророк, «произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных » (Михея 5:2). Но в городе своих царственных предков Иосиф и Мария остались неузнанными. Усталые, они тщетно искали пристанища для ночлега. Для них не оказалось места в переполненной гостинице. Они нашли приют в хлеву, рядом с домашним скотом. Здесь и родился Спаситель мiра.
Люди и не подозревают об этом, небожители же ликуют! Бесчисленное множество ангелов собирается над холмами Вифлеема. Они ожидают повеления, чтобы сообщить миру благую весть. Там, где некогда Давид мальчиком пас свое стадо, пастухи по-прежнему выходили в ночное. В тихие ночные часы они беседовали об обетованном Спасителе и молились, чтобы скорее пришел царь, которому предстоит занять трон Давидов. «Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь». При этих словах видения славы наполнили сознание слушающих пастухов. К Израилю пришел Освободитель. Считается, что Его пришествие — это власть, ликование, торжество. Но ангел должен был приготовить их к тому, чтобы они узнали своего Спасителя и в бедности, и в унижении. «И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях», — сказал ангел. Небесный посланник рассеял опасения пастухов. Он рассказал им, как найти Иисуса. Проявляя снисхождение к человеческой слабости, ангел повременил, чтобы они привыкли к Божественному сиянию, но все же слава и радость больше не могли быть скрыты. Всю равнину осиял яркий свет небесного воинства. Земля замерла, а небеса склонились, слушая песнь: «Слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволение». Когда ангелы удалились, свет исчез, а на Вифлеемские холмы снова опустилась ночная мгла. Однако в памяти пастухов осталась самая яркая картина, которую когда-либо видел человеческий глаз. «Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И поспешивши, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях».
Евангелие говорит, что вифлеемские пастухи — простые представители рода человеческого — после поклонения Младенцу Христу возвратились, «славя и благодаря Бога за все то, что слышали и видели» (Лк.2:20). И эта хвала людей, чтущих Бога, не прекратилась в веках. Напротив, она постоянно увеличивалась и распространялась во всей истории человечества. Честь и хвала Господу возносится от земли и в настоящее время. Сегодня мы, бывшие некогда по природе «чадами гнева», «мертвыми по преступлениям и грехам», воспеваем Спасителя за то, что Он соделал нас «наследниками вечной жизни» (Тит.3:7). Он вложил в наши сердца и уста «новую песнь — хвалу Богу нашему» (Пс.39:4), — чтобы единым аккордом земли и неба прославить Царя царей и Господа   господствующих, как сказано: «Да восхвалят Его небеса и земля» (Пс.68:35).
Вифлеемская история неисчерпаема. Мы восхищаемся жертвой Спасителя, Который сменил небесный престол на ясли в хлеву, а окружение восхищавшихся Им ангелов — на животных в стойле. Его присутствие является живым укором человеческой гордыне и самонадеянности. Однако это было всего лишь началом Его удивительного жертвенного пути. Для Сына Божьего было бы бесконечным унижением принять человеческую природу даже тогда, когда Адам еще не согрешил в Едеме. А ведь Иисус принял человеческое естество, когда оно было отягощено четырьмя тысячелетиями греха. Как и каждый сын Адама, Он попал под действие закона наследственности. Как проявляется этот закон, видно из истории Его земных предков. И с такой наследственностью Он пришел разделить наши горести, наши искушения и подать нам пример безгрешной жизни. Сатана возненавидел Христа еще на небе за Его высокое положение в Царстве Божьем. Низвергнутый с неба, он возненавидел Его еще больше. Он ненавидел Того, Кто отдал Самого Себя, чтобы искупить грешный род. Ведь Бог допустил, чтобы Сын Его беспомощным младенцем, подверженным слабости человеческой, пришел в тот мiр, где сатана претендовал на владычество. Господь допустил, чтобы Его Сын столкнулся со всеми опасностями наравне со всяким человеком и допустил, чтобы Он боролся, как борется каждое земное дитя, рискуя потерпеть поражение и обречь себя на вечную гибель. Каждый отец беспокоится о своем сыне. Он вглядывается в лицо своего малыша, трепещет при мысли об опасностях, с которыми тому придется встретиться в жизни. Он готов заслонить свое дорогое дитя от сатанинской силы, оградить его от искушения и испытаний. Бог же отдал Сына Своего единородного на еще более жестокое испытание ради нас. Вот любовь! Изумляйтесь, небеса! Удивляйся, земля!
Наше время приносит много разочарований, трудностей, горя и слез. Люди теряют веру в будущее.
На каждом из нас лежит ответственность перед Богом за сегодняшний и завтрашний день Отчизны, за будущее нашего народа. Каждый из нас несет частицу греха, в котором погрязла наша Отчизна. Каждый из нас повинен в том, что дымят вонючие трубы и текут ядовитые реки, что делают свои черные дела насильники и убийцы. В сердца людей стучится мучительный вопрос: «Какие духовные идеалы и святыни, какой исторический опыт нашей Державы, какие небеса, воды и землю мы оставим нашим потомкам?»
«Кто же отвратит от гибели наших детей, не даст погибнуть нашей Отчизне, объединит исстрадавшихся, обезверившихся людей, даст им силы жить в этом безумном, жестоком мире, укажет смысл бытия, убедит, что понесенные жертвы и страдания не напрасны?»
Сегодня — как и сто, тысячу лет назад, есть лишь одна сила, способная взять на себя решение этой тяжелейшей задачи. Сила эта — Церковь Христова.
Вспомним, кто на протяжении тысяч лет ковал и пестовал несгибаемый дух русского патриотизма? — Церковь Христова!
Кто вдохновлял, отважных и укреплял малодушных, посвящая дело защиты Отечества как личный религиозный долг каждого, способного носить оружие? Кто научил русского человека быть верным без лести, мужественным без жестокости, щедрым без расточительства, стойким без фанатизма, сильным без гордости, милосердным без тщеславия, ревностным без гнева и злобы? — Церковь Христова!
Именно Церковь Христова может и станет опорой возрождающейся России, духовной основой объединения русского народа, потому, что именно она наиболее полно, ясно и обоснованно выражает чаяния простого, душевноздравого русского человека, его понятия о справедливости и совести.
Сегодня мы переживаем сложное время, когда экономический кризис, охвативший не только нашу страну, но и весь мiр, концентрирует наше внимание на решении связанных с ним проблем. Мы, как верующие люди, понимаем, что все, что происходит вокруг нас — под Его контролем. Мы имеем Бога, Имя Которому: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира (Ис. 9:6). Предоставим решение всех проблем Ему, и будем молиться нашему Господу, чтобы Он сохранил нас от всяческих кризисов духовных.
В эти светлые рождественские дни, когда наши сердца преисполнены благодарностью Всемогущему Богу за «неизреченный дар Его», ниспосланный человечеству в лице чудного Младенца Господа Иисуса Христа, будем просить Его о прекращении недоверия, вражды и войн на Земле, от имени Господа проповедуя мир ближним и дальним. Да воссияет над нами свет звезды Рождества, и, освящаясь светом Христовым, исполним Его Завет: «Вы свет мiра. … Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:14,16).
Вознесем молитву благодарности нашему Господу за мир Божий и надежду на Него, и пусть через нашу жизнь и наше смирение многие люди испытают блаженство в Иисусе Христе. Будем, еще усерднее молится за тех людей, которые не приняли весть о Его рождестве, чтобы все люди могли воспеть вместе с Марией «Величит душа моя Господа, и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем» (Лук 1,46-47).
Христос, рожденный и умерший за грехи всех людей, воскресший из мертвых и навеки прославленный да благословит всех Вас жить благочестивой жизнью во славу Его и даст вам в Новом Году много духовных и физических сил, чтобы с новой ревностью возвещать спасение погибающему мiру!
С Рождеством Христовым!
+ Преосвященный Григорий
 Епископ Белгородский и Южно-Российский