Ответы на вопросы читателей Синодального интернет – портала «Исповедник» Первоиерарха Российской Православной Церкви митрополита Дамаскина (Балабанова)

Дата публикации »
30 сентября 2016 »

Владыка Дамаскин, Ваши интервью и ответы на вопросы читателей Синодального интернет – портала «Исповедник», к сожалению, не  столь часты и регулярны, как того бы хотелось и нам, и нашим читателям. Возможно поэтому, в редакции скопилось множество вопросов. На часть из них  мы постарались ответить в текущей периодике. Но только на малую часть и это не решило нашу проблему. Больше всего вопросов скопилось в редакционном портфеле по установлению полного церковно-канонического общения между АС РПАЦ и РосПЦ. Для многих наших читателей это явилось полной неожиданностью. Казалось бы, две совершенно разно-полярные церковные структуры и вдруг, подавая пример другим, что ли, пошли навстречу друг другу и, где-то в районе, образно предполагаемого, экватора, евхаристически объединились. Как такое могло произойти, Владыка? Мы знаем, что Вами и владыкой Григорием (Лурье) делались попытки достучаться до Первоиерархов осколков развалившейся РПЦЗ, но, ведь, кажется, эти попытки так и не увенчались успехом? Вы решили начать процесс объединения с самих себя? Приоткройте сию тайну великую нашим читателям!

 

Спаси Христос за вопросы. На самом деле, тайны никакой нет.  Просто не всё, что делается в Церкви, сразу становится известным и общедоступным. Разумеется, епископы подотчётны не только Соборам или Синодам, но и всей своей пастве. Это одно из важнейших правил (условий) церковной соборности. Другое дело, что совсем необязательно о церковном строительстве отчитываться детально и поэтапно. Положил кирпичик в фундамент и отчитался, прорубил окно на свет Божий - тоже отметился… В своё время мы проблему озвучили. Смысл её, Богоугодность, донесли практически до всех (за малым исключением)  Первоиерархов. После много и усердно работали и молились. И, когда что-то у нас получилось, вы об этом узнали из нашего объединительного Акта и последующих информационных  сообщений. Сейчас уже трудно сказать, где, в каком месте, или в чьих умах впервые зародилась идея объединения. Она витала (и всё ещё продолжает витать), пожалуй, во всех наших «осколках» РПЦЗ, поэтому, предваряя возможные следующие ваши вопросы, скажу, что на первородство мы не претендуем. Слава Богу, что у нас получилось, хотя и не в таком объёме, как того бы хотелось. Но процесс этот далеко ещё не закончился. Мы ещё в самом начале пути.

По поводу нашей разнополярности - тоже довольно спорное предположение.  Время не стоит на месте. С его течением что-то происходит и что-то меняется, поэтому  далеко не всё так однозначно, как кажется. Да, на некоторые моменты церковной и всеобщей истории, перспективных молитвенных ожиданий, текущей, главным образом, внецерковной политики и так далее, возможно, мы смотрим немного по-разному. Под разным углом зрения. Но ведь это вполне нормальное явление. Мы же живые люди. Не роботы или клоны и, тем паче, не партийные функционеры.  Почему мы должны смотреть или думать абсолютно на всё или обо всём одинаково? Такое инакомыслие, если оно и присутствует, совсем не повод для очередного «ломания копьев», безполезных и безконечно длинных полемик и споров, и, как следствие – необоснованных обвинений и навешивания друг на друга оскорбительных ярлыков. Разве мы уже и до этого не наспорились, и не наговорились? И наспорились, и наговорились. Достаточно. Для продуктивного объединительного диалога у нас гораздо больше точек соприкосновения, взаимопонимания, любви во Христе, чем всего остального по отдельности и вместе взятого. Между РосПЦ и АС РПАЦ нет догматических, вероучительных  расхождений. Это главное. От него и надо отталкиваться. Что мы и сделали с Божьей помощью.

Владыка Григорий и владыка Игнатий (с владыкой Севастианом лично пока  не знаком) – простые и прекрасные люди. Я не заметил на них ни малейшего налёта гордыни, кичливости или той нафталинной, якобы, особенности, исключительности или важности, к сожалению, столь присущей большинству архиереев от РПЦЗ. Мы шли навстречу друг другу не один год. Большую роль в этом сыграли неоднократные личные встречи.  Для себя я из них вынес одну  непреложную истину, что только при личной встрече можно с большой долей вероятности уврачевать недоразумения, расхождения, недопонимания и прочее.

В конце концов, ради церковного мира и благополучия, ради благостояния святых Божиих церквей и соединении всех  можно и должно (если потребуется) переступить через себя, через свою гордыню. Это сделать не просто. Но мы это сделали. На фоне всего остального, возможно,  оно и показалось вам и вашим читателям такой большой неожиданностью.

 

А как же остальные Первоиерархи и юрисдикции?

 

Остальные Первоиерархи пока «смиренно» отмалчиваются. Почему? Этого я точно не знаю. Предполагать же публично, всё равно, что гадать на кофейной гуще  – некорректно и не моё это дело. Слава Богу, прошло то время, когда над нашими расколами громко смеялись, указывали на нас пальцами и едва ли не шарахались в сторону, как от прокажённых. Сегодня многие люди притихли, стали смиреннее, потому что и их юрисдикции не избежали подобного. К сожалению, череда расколов ещё не закончилась. Она продолжается. Теперь уже и «самые прочные» юрисдикции трещат по швам и начинают раскалываться. О, если бы эти расколы, хотя бы, чему-то нас научили. Увы.  В верхах ничего не меняется. Местечковые апологеты продолжают тешить архиерейское самолюбие, уже набившей оскомину, их особенной «канонической исключительностью», «истинностью», безусловным преемством от катакомбного или зарубежного «исповедничества», при этом, ещё и с «богатырским» замахиванием на русско-церковную «поместность». Действительно, как же нам убогим и сирым прожить без неё? Если долго и упорно лгать, то в эту ложь и самому потом можно поверить.

И верят.

Я нисколько не преувеличиваю и не утрирую. Всё это мы уже проходили. И, слава Богу, прошли. Хотите примеров или доказательств? Ради Бога. Они есть у меня. Совсем недавно прошёл, так называемый, собор одной молодой церковной структуры в хорошо мне знакомом курском селе. На нём они сменили название своей церкви. Правильное решение. Но мы это сделали ещё в 2006 году, то есть, почти десять лет тому назад. Наконец-то, они стали молиться за православных царей. Тоже правильное решение. Но мы-то о них молимся, начиная с февраля 2009 года. О длинном и неуклюжем разъяснении этого собора относительно постановления патриарха Тихона под №362 лучше, вообще, промолчать, ибо распространяться о нём – совершенно пустая трата времени. Можно подумать, что постановление патриарха Тихона Церкви хоть что-то дало.  Отнюдь. И это хорошо показал весь ход дальнейшей нашей истории. Если же говорить шире и откровеннее, то некоторые постановления и указы патриарха Тихона противоречили и исключали друг друга. Поэтому в них нуждающиеся выбирали для себя наиудобные. Похоже, что этот выбор и до сих пор продолжается.

Патриаршество без православно-монархической государственности - безпрецендентный нонсенс в новейшей российской церковной истории. А применительно ко времени власти масонского временного правительства и позднее, коммунистического режима – преступление. Именно, преступление, ибо оно (патриаршество) зиждилось (и всё ещё зиждиться)  на фундаменте отступления от Бога, государственной измене и пролития царской крови священной.   

Я понимаю, что к патриаршеству тогда многие усердно стремились. Как же, желали восстановить на Руси «попранное» царём Петром патриаршество. Всё бы ничего. Однако при этом желании был  выпущен (вольно или невольно – Бог весть) масонский и коммунистический джин из бутылки. Который натворил затем столько бед -  беззаконных дел и кровавых последствий, что и не приведи Господь. Многие тогдашние архиереи и особенно Синодалы, руку к условной пробке той бутылочной приложили. Хотели как лучше? Возможно и так. Только вот получилось совершенно безбожно. Прошу прощения, немного отвлёкся от темы.

Что в будущем ожидает подобные юрисдикции? Да, то же самое, что ожидало и нас – нестроения, расколы, разочарования…

Чтобы избавиться от них, и необходим путь покаяния и примирения, путь сближения и единения с церковными структурами, вышедшими из Зарубежной и Катакомбной Церкви – прежде всего. Не отвергая, при этом, и диалога, коль таковой, возможно, обрящется, и со всеми остальными церквами. По отношению к ним нам необходимо проявить икономию и милосердие. Зримую и действенную любовь во Христе. Не следует в себе самих замыкаться и ещё забывать, что любые ереси и отступления прекрасно в Церкви Христовой врачуются, если на то есть желание и добрая воля болящего.

 

Владыка, после евхаристического объединения АС РПАЦ и РосПЦ, к Вам обращались другие иерархи с просьбой об объединении?

 

Обращались. За истекший период было два таких обращения. По понятным причинам, называть имена архиереев  и их юрисдикции я не буду. Скажу лишь, что мы готовы к диалогу и переговорам по этой теме. Готовы ли в полной мере эти и другие иерархи – покажет время и сам ход переговоров.  Его не поторопишь. Не так просто отказаться от заблуждений и ересей. Без правильного же православного вероисповедания процесс сближения практически невозможен. Если договаривающиеся стороны это хорошо понимают, то есть надежда на сближение и единение.

 

Есть ли противники объединения АС РПАЦ и РосПЦ? Пытаются ли они вбить клин, к примеру, между Вами и владыкой Григорием?

 

Противники всегда были и есть. Дело это, в общем, житейское. Противники не безполезны. Они не дают нам расслабиться. Помогают держать себя в нужном молитвенном настрое и тонусе, и смотреть на себя всё больше критически и со стороны. Без них себя трудно поправить, исправить ошибку, очиститься.  Присутствует и неприязнь ко мне или владыке Григорию. Она основана, в основном, на личностном уровне. На недопонимании, предубеждении, то есть, на уже сложившемся о нас мнении, главным образом, по нашим писаниям и выступлениям.  Поэтому  ещё  так важны личные встречи с оппонентами. Они помогают развеять стереотипы и слухи, помогают понять правильно человека. Есть и другие противники, которые действуют преднамеренно, пытаются ложью и клеветой ввести людей в заблуждение, и навязать свою точку зрения. Это ущербные люди. Те самые люди, о которых в Писании сказано: «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7:5).  О них надо просто молиться.

 

Что Вы можете сказать по отношению к недавним гонениям со стороны силовых государственных структур на  РПАЦ и ИПЦ (Р)? Случайность ли это или уже закономерность? И как быть в таких случаях православным христианам?

 

Начну с последнего вопроса. Как быть в таких случаях? Если возможно, надо радоваться тому, что Господь дал тебе пострадать за Него. Это награда великая. А если сподобишься ещё и мученического венца, то обретёшь Царство Небесное. Не о дарования ли Царства Небесного мы так усердно молимся и печемся денно и нощно? Не на этот ли путь спасения (в том числе) нам указывают многочисленные примеры жития Святых отцов наших?  Святой отец наш Антоний Великий диавола (по его же признанию) побеждал, всё больше, смирением. Смирись и ты. Не стоит дразнить его и махать перед ним кулаками. Если тебе мало смирения, добавь к нему ещё пост и молитву, и тогда вопрос этот сам собой отпадёт. Ничего нового придумывать здесь  не надо. Положись на Божию волю и на мученический опыт  Святых отцов Церкви Христовой.

Другое дело, что в нынешнем государстве российском наметилась устойчивая тенденция к искоренению православного вероисповедания, основанном на Священном Писании и Священном Предании, Семи Вселенских Соборах, учении Святых Отцов Церкви, Церковных Канонах, а не на еретическом исповедании Московской патриархии.

Московская патриархия сегодня это монстр-оплот и один из властных, и влиятельнейших институтов РФ. Её клирики получили право на безраздельную монополию служения этому государству, и, конечно же, они не терпят рядом и вокруг себя истинно православных христиан – слуг и рабов Божиих. Отсюда и драконовский закон «яровой», и многочисленные прокурорские действия и окрики со стороны  власть предержащих. В Кремле всё делают для того, чтобы верующие люди ходили только в храмы Московской патриархии, зомбировались там и после единогласно и одержимо поддерживали их безбожную, воровскую и коррумпированную сверху донизу власть. Это понятно. Поэтому недавние гонения объяснимы и всеми нами всегда ожидаемы.

Неожиданно «некрасивое» поведение Первоиерархов от РПАЦ и ИПЦ (Р). И это мягко ещё говоря. Кого они испугались? Сложилось такое впечатление, будто веры в них ни на грош. И дай Бог, чтобы в этом я ошибался.

 

Будут ли гонения на ИПХ продолжаться? Может быть, не всё так печально? Недавно один из авторитетных депутатов Государственной Думы  запел  «Боже, Царя храни!», не знаковое ли это пение, Владыка?

 

Пока эти люди у власти, гонения на ИПХ неизбежны и они никогда не прекращались, и будут продолжаться.  Иногда гонения затухали или принимали более цивилизованный вид, затем снова всё возвращалось на круги своя, как, к примеру, это происходит сегодня. Без православно-монархической государственности и без православного Самодержца – Удерживающего ожидать другого отношения к Церкви Христовой  не следует. Депутаты же, в большинстве своём, из числа тех людей, которые сегодня поют одно, а завтра другое. Сегодня он запел «Боже, Царя храни!», а завтра запоёт что-нибудь из коммунистического интернационала или «марсельезу». Да и неизвестно,  какого он имел в виду царя, может быть совсем не Царя, а царька. Между Первым и вторым огромная разница. Царь должен быть в сердцах и умах, в душах человеческих, а не на одном языке.

По аналогии с депутатским пением, припоминаются жёлто-голубые национальные флаги на балконах жилых домов, на машинах и мотоциклах в одном большом украинском городе. Я спросил своего провожатого:

- - Зачем они их вывесили?

- - Ради страха бандеровского. Хотят ещё показать свою украинскую «щирость»1, а заодно и лояльность режиму.

- - А если завтра сюда придут российские танки, тогда, что?

- - Тогда вывесят российские флаги, - получил я ответ.

Точно так же и с тем депутатом госдумы.

 

Если судить по пункту 4-му подписанного Вами Акта, в котором говорится, что «ни одна из указанных выше временных церковных организаций и ни один из истинно-православных епископов Российской Церкви не имеют полномочий церковной власти над другими аналогичными организациями и епископами, но каждый Малый Собор или самостоятельный епископ руководствуются своими внутренними традициями и порядками, не вступающими в противоречие с общецерковным правом»,   Ваше объединение с АС РПАЦ не предполагает полного структурно-административного объединения. Вы объединились по духу, а не по букве? И не противоречит ли это 34-му Правилу Святых Апостол глаголющему: «Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавать его как главу, и ничего превышающего их власть не творить без его рассуждения: творить же каждому только то, что касается до его епархии и до мест к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех. Ибо так будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец, Сын и Святой Дух»?

 

Спаси Христос. Своевременные и правильные вопросы.  Немного ранее, на них блестяще ответил владыка Григорий (Лурье) в одной частной переписке. Жаль, что не могу привести их и авторитетно сослаться. Я полностью разделяю его убеждения. 

Мы причащаемся из одной Чаши, действо такое по Духу. Однако и нельзя сказать, что мы полностью, то есть каждый сам по себе,  автономны и самостоятельны административно-структурно. Есть задачи церковного плана, которые мы решаем совместно, по согласованию. Например, архиерейские хиротонии, приём в евхаристическое общение других юрисдикций, епископов, и далеко не факт, что, в дальнейшем, круг задач  подобного плана не будет нами расширяться.

Епископы же нашего народа знают первого в них, и признают его как  главу и так далее по тексту Правила. То есть знают и меня многогрешного и владыку Григория. Если Бог даст Царя Православного, тогда уже станет виднее и церковная иерархия чётко и структурно правильно (или привычно), с Божьей помощью,  выстроится.

 

Богу нашему слава. Аминь.

+ Митрополитъ Дамаскинъ.

 


1 «Щирый» - настоящий, истинный.