Почему необходимо покаяние в грехе Февраля

Дата публикации »
28 мая 2007 »
Почему необходимо покаяние в грехе Февраля?
 
Если говорим, что мы не согрешили,
то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас. (1 Ин.1:10)
           
Грозные бедствия, постигшие нашу Родину-Россию за последние 90 лет, духовно умудрили и очистили многих русских людей. С каждым годом страданий и унижений под властью чужеродного оккупационного режима постепенно приходило к русскому человеку понимание смысла ниспосланных бедствий, приводя его от возмущения режимом и стремления свергнуть его вооруженным путем, к осознанию этого режима сперва как попущения Божия, а затем, как и кары Божией за наши собственные тяжкие грехи, кары, отвратить которую мы можем не оружием, а только глубоким и искренним покаянием в этих грехах.
Ибо страдания есть следствие греха, и чтобы избавиться от страданий, надо очиститься от греха.
Вот уже 90 лет длятся страдания русского народа и конца им не видно. Неужели без причины прогневался Бог на народ наш и наслал на нас жестоких и злобных правителей, насилующих не только тело, но и душу русского народа? Наш Бог - Бог милости, щедрот и человеколюбия, так почему же Он отвратил Свое лицо от нас и не слышит молитв наших об избавлении «от горького мучительства безбожныя власти»? Уже потеряли мы свою государственность, давно лишились своей армии, природные богатства наши разграблены, культура наша почти уничтожена, Церковь наша унижена, физически мы вымираем по миллиону в год, скоро исчезнем с лица земли, но «при всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта» (Ис.9:12). В чем причина?
Нет покаяния - нет и прощения грехов. Вот главная причина. До сих пор нет покаяния в самом главном грехе - февральском грехе богоотступничества, клятвопреступления и цареубийства.
Свт. Иоанн Шанхайский в своем докладе II Всезарубежному Собору «Духовное состояние русской эмиграции» (1938) писал:
           
«Русский народ весь в целом совершил великие грехи, явившиеся причиной настоящих бедствий, а именно клятвопреступление и цареубийство. Общественные и военные вожди отказали в послушании и верности Царю еще до Его отречения … а народ явно и шумно приветствовал совершавшееся, нигде громко не выразив своего несогласия с ним. Между тем здесь совершилось нарушение присяги, принесенной Государю и Его законным наследникам, а кроме того на главу совершивших то преступление пали клятвы предков — Земского Собора 1613 года, который постановления свои запечатлел проклятием нарушающих его.
 В грехе цареубийства повинны не одни лишь физические исполнители, а и весь народ, ликовавший по случаю свержения Царя и допустивший Его унижение: арест и ссылку, оставив беззащитными в руках преступников, что уже само собою предопределяло конец. Таким образом, нашедшее на Россию бедствие является прямым последствием тяжких грехов и возрождение ее возможно лишь после очищения от них. Однако до сих пор нет настоящего покаяния, явно не осуждены содеянные преступления, а многие активные участники революции продолжают и теперь утверждать, что тогда нельзя было поступить иначе».
           
В 1962 г. на открытии Храма-памятника в Брюсселе тот же святитель сказал:
  
«Многие поспешили искать доверия и милостей от преступников, пришедших к власти. Народ безмолвствовал сначала, а потом быстро начал пользоваться создавшимися новыми условиями. Каждый старался о своей выгоде, попирая Божественные заповеди и человеческие законы. Открыто не было ничего сделано в защиту Государя и Престола. Молчаливо принято было известие о лишении Царя и его Семьи свободы. Втайне лишь возносились молитвы и воздыхания теми немногими, кто не поддался общему искушению и понимал преступность тех деяний. Посему Государь оказался всецело в руках своих тюремщиков и новой власти, знавшей, что может сделать все, что хочет.
Убийство легло на совесть и душу всего народа. Виноваты все в той или иной степени: кто прямым мятежом, кто его подготовкой, кто изменой и предательством, кто оправдыванием совершившегося или использованием его в выгоду себе. Убийство Царя-Мученика есть прямое следствие их.
Кровь Его на нас и на чадах наших (Мф. 27, 25). Не только на современном поколении, но и на новом, поскольку оно будет воспитано в сочувствии к преступлениям и настроениям, приведшим к Цареубийству.
Лишь полный духовный разрыв с ними, сознание их преступности и греховности и покаяние за себя и своих предков освободят Русь от лежащего на ней греха…"
           
II Всезарубежный Собор по докладу свт. Иоанна принял Послание «К русской пастве в разсеянии сущей», в котором говорилось:
           
«Прежде всего, вспомним тот грех, который, как тяжелое бремя, лежит на всем Русском народе, поскольку он является одним организмом, и который служит, быть может, главною причиною теперешних бедствий его и нашего изгнания с Родины. Грех тот есть измена Помазаннику Божию, коей запятнали себя творцы и вдохновители нашей революции.
 Вспомним, как отнеслись мы все к тем событиям, которые погубили Россию, как многие радостно приветствовали захват власти восставшими на Государя и отверглись от Того, Кого незадолго перед этим всюду восторженно встречали. Понося, слушая и распространяя клеветы на невинного страдальца, русские люди позволили врагам России лишить его свободы и сослать вглубь страны, оставив беззащитным в руках преступников. Мученическая смерть Царской Семьи явилась непосредственным следствием этих преступлений и лежит на совести не только тех, кто непосредственно участвовал в этом величайшем злодеянии, но и на всех нас, поскольку мы не приняли мер для того, чтобы уберечь Государя от руки преступных убийц.
 Пролитая праведная кровь вопиет от земли к Богу, как кровь Авеля, и свидетельствует против тех, кто виновен в ее пролитии. Пусть каждый, не оправдывая себя, покается, усердно моля Бога о прощении сего великого греха себе и всему русскому народу…»
            
  Итак, покаяние в февральском грехе жизненно необходимо. Этого покаяния русский народ до сих пор не принес, либо оно было недостаточным, ибо как справедливо писал Архиеп. Аверкий (Таушев):
 
  «Россия, несмотря на все грехопадения русских людей, была Святой Русью, ибо если и были грехи, то было и истинное покаяние, которого теперь нет. Решаемся сказать это «нет» потому, что если бы такое настоящее покаяние теперь было бы, то была бы опять и Россия, ибо неложен Бог, обещавший ради десяти праведников, пощадить погрязшие в нечестии и разврате города Содом и Гоморру». («Слова и речи», т. II, стр. 272)
 
   Прославление в 1981 г Царя-Мученика Николая, Его Семьи и всех Новомучеников Российских не может заменить этого покаяния, ибо в Молитве Святым Новомученикам и исповедникам Российским, стоят слова: «и да отпустится нам и всему роду нашему грех, на народе россiйском тяготеющий: убиение Царя, Помазанника Божия ...», т.е. грех этот ещё не отпущен, и надлежит молиться о прощении этого греха.
   Прославление Царя лишь открыло дорогу к прощению февральского греха, а вот идти по этой дороге нам нужно самостоятельно, внимательно наблюдая за своей совестью и молясь о спасении России. Казалось бы, нет другого пути  к возрождению нашей Родины, кроме этого, смиренно-покаянного. Покаяние вообще является основой христианского делания, христианин начинается с поиска своей вины, своих ошибок, своих грехов, а не с перекладывания своей вины на другого и выискивания чужих грехов и ошибок. Кто в первую очередь сосредоточен не на своей вине и своих грехах, а на чужих, тот ещё не христианин.
    Казалось бы всё это безспорно.
    Однако, в последнее время в церковных кругах приходиться слышать и читать несколько иное. Говорится примерно следующее: русский народ по своим духовно-нравственным качествам выдающийся в мире; это Народ-Богоносец. У него не было никаких грехов ни до 1917 г, ни в 1917 г, ни после; каяться ему ни в чем не нужно, призыв к покаянию - это жидовская провокация; что же касается бедственного положения России, то в этом виноваты исключительно жиды и масоны, «погубившие Святую Русь». Насущная задача русского народа - возстать и сбросить с себя это жидовское иго.
    В этой бесподобной «теории», которая начисто отрицает всё, что было сказано и написано в ХХ веке выдающимися мыслителями и идеологами Русского Зарубежья,  верно только одно: русский народ действительно является Народом-Богоносцем, но лишь до тех пор, пока он пребывает со Христом и в Его Церкви. Отходя от Церкви и Христа, он становится ничем не лучше других народов, а может быть и гораздо хуже их, как это мы видим из окружающей нас действительности.
    Все остальное в этой «теории» свидетельствует лишь об историческом невежестве, малоцерковности и низкой духовности её создателей. Она не может дать ответ на самый простой вопрос: почему же это Бог вот уже 90 лет не заступается за свой, истребляемый десятками миллионов народ, хотя ещё немного и тот вообще может исчезнуть с лица земли как и многие древние народы? Так один известный церковный публицист из этого лагеря на прямой вопрос, почему страдает русский народ, дает ответ такой: «Это попущено Богом. Но зачем? На этот вопрос опять же по причине немощи человеческой ещё пока нет исчерпывающего ответа».
   Хочется обратиться ко всем публицистам этого направления: если у вас нет ответа на этот основополагающий вопрос, если вы по немощи не разумеете путей промысла Божия, то зачем вы тогда вообще беретесь за перо, пишете соблазнительные и сумбурные статьи, где смело даете советы всему русскому народу, как ему поступать в данной ситуации?
 «Защитники» русского народа, стремящиеся лишить его возможности покаяния, снять с него вину за Февраль и возложить её на мiровое жидо-масонство, даже не замечают, что они тем самым ещё больше унижают наш народ, низводя его с уровня великого народа на уровень каких-нибудь папуасов. Ибо великий народ потому и называется великим, что он берет ответственность за всё, что произошло в его истории, на себя, и не пытается переложить эту ответственность на кого-то другого. Это папуасам позволительно плакаться и кричать, что их обманули и развратили «белые дьяволы», а великий народ так не поступит никогда - он сам и никто другой является творцом своей истории, он сам без посторонней помощи решает свою судьбу, он сам падает и сам встает, он сам грешит и сам кается, он сам совершает ошибки и сам же их исправляет. И если мы считаем наш Русский народ Великим народом (а так оно и есть), то мы должны прямо и честно сказать: во всем, что совершилось и совершается с нами, виноваты мы и больше никто. А если мы говорим, что виноваты только жиды, то мы, простите, не великий народ, а африканские племена.
  Вот почему все наши выдающиеся русские мыслители, говоря о революции, практически никогда не упоминали еврейство и масонство, а рассуждали только о нашей русской вине; у них в отличие от современных «борцов с жидовством» любовь к русскому народу была настоящая, а не показная, и они понимали, что постоянное упоминание о роли жидов возводит еврейство в ранг вершителей судеб русского народа, а последний превращает из Великого народа в жалкую игрушку, с которой еврейские кукловоды могут делать все, что захотят.
  Отрицающие вину русского народа в крушении России и делающие ответственными за это крушение еврейство не видят, что это отрицание исключительно в интересах жидов. Ибо последние так и говорят: «Это мы, великие и могучие, сокрушили вашу Россию», а наши жидобойцы соглашаются: «да-да, так и есть, это вы, вы сокрушили Россию», тем самым признавая еврейский народ - выдающимся народом, а русский народ - историческим ничтожеством. В самом деле, если русские создавали свое государство 12 веков, а евреи сумели его разрушить за 12 лет (1905-1917), то поистине евреи - гениальный народ, а русские - историческая бездарность. И коль скоро евреи сумели сокрушить величайшую в мiре православную Империю, то, стало быть, они настолько могущественны, что бороться с ними безполезно, они непобедимы, остается только сдаться. Вот во что реально выливается попытка снять с себя вину за Февраль - в возвеличивание жидов и в унижение русских.
 Хорошо писал об этом Иван Солоневич: 
«На днях я получил брошюрку какого-то Соборянина - «Лжеучители». Издано в Берлине. Там на странице пятой сказано о каком-то Ашере Гениберге (Ахад-Ха-Ама), «по плану которого произведена марксистско-коммунистическая революция в России в марте и октябре 1917 года, решенная совместно с мiровой войной после процесса о ритуальном убийстве Андрюши Ющинского в Киеве».
Не правда ли - какая великолепная простота? Был процесс Бейлиса в Киеве, и вследствие оного процесса какой-то таинственный Ахад-Ха-Ама решил произвести и мiровую войну, и русскую революцию. Решил - и провел. Это уже - да простит меня г-н Соборянин - просто-напросто бред сумасшедшего…
Сумасшедший дом никогда не может быть ни боевой, ни творческой силой. Если я подойду к любому эмигрантскому штабс-капитану и скажу ему: … Россией по поручению всемогущих жидо-масонов и таинственного Ахад-Ха-Ама правят просто-напросто приказчики жидо-масонов и Ахад-Ха-Ама, то никто мне не ответит: так как же с этим Ахад-Ха-Амом бороться? Уж ежели он такой умный, что сумел «спланировать» и мiровую войну, и русскую революцию, оставаясь невидимым и недостижимым, тогда придется принять единственно возможную политическую программу: «Не рипайся, куме, не трать сил, иди прямо на дно»». («Россия, революция и еврейство»)
           
Мы не считаем наш народ историческим ничтожеством, поэтому в отличие от жидобойцев мы говорим еврейству: «Слишком много вы о себе возомнили. Ничего-то вы не можете против Господа Нашего Иисуса Христа, и Православная Россия вам не по зубам. Россию нашу мы погубили сами потому, что отступили от Царя и забыли Христа».
Теперь рассмотрим этот вопрос с нравственной точки зрения.
Я представляю себе ситуацию: вот я пошел на исповедь к священнику и говорю: «знаете, батюшка, я тут человека обругал непечатными словами, но это не я виноват, а жиды, это они нас этим словам научили». И хотя почти всё сквернословие к нам действительно пришло от жидов, но на такую «исповедь» мне любой нормальный священник ответит: «знаешь, что, ты мне эту чушь оставь, а говори, зачем оскорбил человека». Однако, когда речь заходит обо всем русском народе, то от нас начинают требовать говорить именно эту самую чушь. Ну, хорошо, сейчас мы можем заниматься самооправданиями, но ведь настанет и Страшный Суд, когда Сын Человеческий «сядет на престоле славы Своей и соберутся пред Ним все народы» (Мф. 25: 31-32). Встанет тогда перед Господом и русский народ. Что же мы скажем Ему тогда? Какой ответ дадим за нашу земную историю? Неужели и тогда будем плести заплетающимся языком про козни жидо-масонов и еврейских банкиров? Ну, и что Он нам на это ответит?
Спору нет, еврейство сделало всё от него зависящее, чтобы русская революция совершилась, и православная монархия пала. Была и еврейская пропаганда в газетах, были и еврейские деньги. Всё это было. Но как справедливо писал проф. И.А. Ильин:
«Организм болеет потому, что он слаб и не может сопротивляться, а не потому, что есть единичные виновники. Россия, религиозно горящая, Россия, патриотически преданная, Россия с верным монархическим правосознанием, сильною волею и твердым характером не имела бы оснований опасаться «коммунистов», «революционеров», «евреев», «латышей», «китайцев», «поляков» и других недоброжелателей. Беда не в их силе - а в нашей слабости; не в их предательстве - а в нашей неверности; не в их агитации - а в нашей удобоискушаемости и нестойкости. Это МЫ - плохо верили, мало любили, глупо думали, двоились в желаниях, тянулись к бесу». («Государственный смысл Белой армии»).
           
И даже наиболее пламенный обличитель жидо-масонства, занимавшийся этим всю свою жизнь, Н.Е. Марков понял, наконец, то, чего никак не в состоянии уразуметь нынешние борцы с «жидовством»:
 
«Монархия пала не потому, что слишком сильны были ея враги, а потому, что слишком слабы были ея защитники. Падению монархии предшествовало численное и качественное оскудение монархистов, падение монархического духа, разслабление монархической воли». (Речь на I эмигрантском съезде монархистов, 1921 г).
 
Марков знал, что говорил, так как в Феврале 1917 г. он, переодевшись, бежал из Петрограда, спасая свою драгоценную жизнь, а не жизнь своего Царя, за которого когда-то клялся умереть. И каждый русский человек, принимавший присягу не верность Царю (а её все принимали, архиереи и священники, чиновники и офицеры, Великие князья и школьные учителя), должен был спрашивать себя после революции: как это так получилось, что мой Государь, за которого я клялся жизнь положить, - мертв, а я жив?
Конечно,  осмыслить всё это и признать свою вину непросто, это требует духовных и нравственных усилий, кропотливого и вдумчивого изучения истории. Покаяние в грехе, особенно застарелом, это тягостное и трудное, подчас мучительное дело. Куда как проще, легче и приятней обвинять других в «ненависти» к России, в «презрении» к русскому народу, в тайном и явном «жидовстве»!
По поводу этих обвинений мы должны кратко сказать, что об опасности впадения в народопоклонство наши русские мыслители как церковные, так и светские писали неоднократно. Народ в известной уваровской триаде «Православие, Самодержавие, Народность» стоит на третьем месте, и это не случайно. Народ, отвергший православную веру и отрекшийся от Царя, уважения действительно не заслуживает, и относится это не к одному только русскому народу, но и к любому другому народу на Земле. Что же касается обвинений в «жидовстве», то и здесь жизненный опыт показывает, что «Бей жидов!» зачастую громче всех кричат люди с известным процентом еврейской крови, страдающие от сознания своей неполноценности из-за наличия этого процента. Относительно же претензий некоторых лиц монополизировать право на любовь к русскому народу можно только от всей души посмеяться. Господа, любовь к русскому народу это не ваша собственность! И вообще, кто действительно всем сердцем любит Россию и готов отдать за неё жизнь, тот не кричит об этом на каждом углу, ибо свои глубокие интимные чувства человек никогда не выставляет на показ.
 Установка: «мы, русские, ни причем, а во всем виноваты жиды» безсмысленна и с практической точки зрения. Ведь если виноваты не мы, а они, то, следовательно, и каяться и исправляться не нам, а им. А они не хотят каяться! Так что же с ними делать? Очевидно, остается применить против них силу. «Бей жидов, спасай Россию!», «К оружию!».
Поражения, которые мы потерпели в обеих Гражданских войнах 1917-1920 гг. и 1941-1945 гг, этих «борцов»  ничему не научили; они вновь готовы без всякого покаяния в старых грехах, без пересмотра прежней ложной установки о невиновности русских  вовлечь русский народ в третью авантюру, конец которой предсказать нетрудно - полное исчезновение русского народа с исторической сцены. Даже в обычный жизни, человек, которого два раза побили в драке, начинает задумываться о причинах неудачи, прежде чем лезть в драку третий раз, но у наших горе-патриотов такой заботы нет - страдать будут не они, а несчастный русский народ, которого они в момент, когда станет ясен провал их авантюры, снова позорно бросят и отдадут на растерзание победившему Кагалу. Последний раз мы имели возможность наблюдать предательство народа этими людьми в октябре 1993 г., когда Ельцин начал стрелять, поэтому ничего кроме отвращения поведение этих людей у нас вызвать не может.
Поэтому врагами русского народа являются не те, кто зовет его к покаянию, а те, кто говорит, что ему ни в чем каяться не нужно, а нужно браться за оружие, «бить жидов и спасать Россию».
И ведь что поразительно - перед глазами у нас яркий пример первого богоизбранного народа - еврейского. Уж на примере-то самих жидов, никогда не раскаявшихся в страшном грехе богоубийства, нам должно быть наглядно видно и понятно, к чему ведет отказ от покаяния. Ведет он к полному богоотвержению и проклятию такого народа.
Мы не хотим для русского народа судьбы, уготованной еврейскому народу его вождями. Поэтому мы решительно неприемлем новоявленных «вождей» русского народа, которых сам русский народ быть «вождями» никогда не уполномочивал, стремящихся увлечь наш народ со спасительного пути покаяния в февральском грехе на ту погибельную дорожку национальной гордыни и лже-патриотизма, по которой уже прошел первый богоизбранный народ - еврейский, ставший из-за своего нежелания покаяться в грехе богоубийства  сатаноизбранным народом.
Русский народ может сохраниться как богоизбранный народ только через покаяние в своем богоотступничестве и предательстве своего Царя, которые ярче всего проявились в Феврале; а кто хочет нас, русских, отвлечь от этого покаяния каким бы то ни было способом, хотя бы путем перекладывания своей вины на еврейство (вину которого, кстати, никто не отрицает), тот и есть подлинный враг русского народа и вольный или невольный агент мирового жидо-масонства.
Эти никем не призванные «вожди», присвоившие себе исключительное право любить русский народ и отказывающие в этом праве всем остальным, до сих пор даже не удосужились определиться с самим этим понятием «русский народ», от имени которого они самонадеянно вещают. Что же такое русский народ?
Русский народ и русскоязычное население «Российской федерации» это  вовсе не одно и тоже. Понятие «народ» не равняется арифметической сумме всех живых представителей какой-нибудь национальности или сумме всех жителей данной страны. Говоря о народе, мы имеем в виду совокупность всех поколений, сменившихся в течение жизни данного народа, однако не механическую их совокупность, а лишь людей, связанных сознанием своего духовного единства и своей духовной преемственности. Разрыв этого единства и этой преемственности выводит человека или целые группы людей за пределы данного народа. Указанные духовные единство и преемственность могут дополняться единством (и преемственностью) экономическим, политическим, социальным, культурным, территориальным, этническим, но именно дополняться, а не заменяться!
Так вот, если сойти с партийно-политической и встать на духовно-церковную точку зрения, то сразу станет ясно, что в своей родной стране русский народ оказался в потрясающем численном меньшинстве, когда речь может идти лишь о его физическом выживании и о сохранении веры и остатков культуры.
С духовно-церковной точки зрения  не покажутся большим преувеличением слова приснопамятного прот. Льва Лебедева о том, что «настоящий Православный Русский Народ с Русью Святой в своём средоточии давно физически уничтожен, его уже в России просто нет…».  Отец Лев, обладая замечательной способностью к духовному анализу событий и явлений, при рассмотрении феномена Великороссии оперировал концепцией «народа-Церкви», вслед за Достоевским доказывая, что, в какой мере русский человек перестает быть православным, отходит от Церкви, в такой мере он и перестает быть русским.  Опираясь на эту концепцию, он смог достаточно убедительно обосновать свое утверждение об отсутствии в РФ исторического русского народа и показать, что если верующее население РФ (про неверующее и говорить нечего) хлынуло в советскую лже-церковь - МП, а не в истинную Церковь, то значит, что все эти верующие - нерусские люди.
Так к какому русскому народу обращаются эти «вожди»? Если и есть ещё настоящий русский народ (а мы верим и знаем, что он есть!), то он только в Церкви, поэтому первой заботой «вождей», если они действительно думают о народе, а не о своей политической карьере, должно быть церковное строительство, проповедь слова Божия, приведение людей в Церковь, но поразительным образом почти вся деятельность указанных «вождей» внецерковная, они занимаются чем угодно - митингами, «русскими» маршами, сборами подписей, акциями протеста, борьбой с паспортами, разоблачением «жидовствующих», писанием политических брошюр - но только не церковной работой. Когда заходит у них разговор о Церкви, то очень быстро выясняется, что под «Церковью» они понимают сатанинскую Московскую патриархию.
   Сегодня наша Церковь должна заниматься не заигрыванием с этими «вождями», а призвать православный народ признать грех  цареотступничества в феврале 1917 года, вовлекший нас в грех клятвопреступления 1613 года. Только наше общецерковное покаяние с постом и молитвой, по аналогии с 1613-м годом, может смыть с нас этот тяжкий грех. Разве можно надеяться на то, что Бог восстановит нам Престол православных Царей, после того как мы один раз уже изменили своему Царю и упорно не желаем признавать своей вины?
 На ком лежит наибольшая вина в февральском грехе? Ясно, что на ведущем слое русского народа, а не на самом народе. А в ведущем слое, кто несет главную и наибольшую вину? Интеллигенция, общественные деятели, дворянство, купечество, военные? Нет, главную ответственность за Февраль несет наше духовенство. Ибо Церковью освящались все стороны жизни христианской Империи, под Ея руководством протекала жизнь как отдельных людей, так и всего русского народа. По смыслу симфонии Церкви и Царства именно духовенство должно было первым пойти на поддержку падающего трона, а потом взять под свою защиту поверженного Царя. Церковь должна была анафематствовать революционеров, объявить совершившийся переворот богопротивным бунтом и тем самым ослабить его или даже остановить. Русский народ накануне Февраля оставался в массе православным, поэтому он пошел бы туда, куда его звали архипастыри и пастыри.
  Куда же звали его архипастыри и пастыри? Как повела себя в февральские дни Высшая Церковная власть - Святейший Синод?
  С той позицией, которую занял Святейший Синод после февраля 1917 г, совесть православного русского человека примириться не может.
 2 марта члены Синода в нарушение Царского Указа от 26 февраля о роспуске Государственной Думы вошли в сношение с Исполнительным комитетом Государственной думы, признав его законной властью, т. е. Синод признал Временное правительство еще до отречения Государя-Императора Николая II от престола.
 4 марта на первом послереволюционном официально-торжественном заседании Синод принял назначенного Временным правительством обер-прокурора масона В.Н. Львова. Члены Синода выразили радость по поводу наступления «новой эры» в жизни Православной Церкви, и тогда же из зала заседаний Синода было торжественно вынесено царское кресло, - «символ цезарепапизма в Церкви Русской».
 5 марта Синод распорядился, чтобы во всех церквах Петроградской епархии многолетие Царствующему дому «отныне не провозглашалось», хотя до Учредительного Собрания вопрос о форме правления оставался открытым.
6 марта первенствующий член Синода митрополит Владимир (Богоявленский) разослал во все епархии телеграмму о необходимости возносить за богослужениями моления за «Богохранимую Державу Российскую и за Благоверное Временное Правительство ея», т.е. за масонов и жидо-масонов.
 7 марта вышло Определение Синода № 1226 «Об изменениях в церковном богослужении в связи с прекращением поминовения царствовавшего дома», исключавшее из богослужений всякое упоминание о Царе. Особенно кощунственно стал звучать богородичен в начале утрени: «Предстательство страшное и непостыдное спаси благоверное Временное Правительство наше, ему же повелела еси правити ... », т.е. согласно Синоду масоны правят Россией по повелению самой Богородицы (!!).
Тогда же 7 марта была создана синодальная Комиссия по исправлению богослужебных книг под председательством Сергия (Страгородского), которой поручалось «произвести изменения в богослужебных чинах и молитвословиях соответственно с происшедшей переменой в государственном управлении». Комиссия закончила работу 18 марта, полностью вычистив упоминание о Царе из всех молитвенных книг, заменяя молитвы о царской власти молитвами о «Благоверном Временном правительстве».
Наконец, 9 марта последовало Послание Синода «К верным чадам Православной Российской Церкви», в котором масонский переворот официально был объявлен «свершившейся волей Божией», содержался призыв довериться и помогать Временному Правительству, на антихристианские «труды и начинания» которого призывалось Божие благословение.
Дальше было приведение всего духовенства, народа и армии к присяге Временному правительству, члены которого 15 марта в Правительствующем Сенате официально поклялись «всеми предоставленными мерами подавлять всякие попытки, … направленные к восстановлению старого строя (т.е. монархии - А.К.)»; постановление от 28 апреля 1917 г. о реабилитации священников-революционеров; послание ко всем гражданам России от 12 июля, в котором  Синод приветствовал всеобщую свободу в России, «сбросившей с себя сковывавшие ее политические цепи (т.е. царскую власть - А.К).» и т.д. и т.п.
Завершилась вся эта революционная линия Синода принятием Поместным Собором на заседании 26 февраля 1918 года (годовщина революции) решения об исключении (!) из чина анафемы в Неделю торжества Православия 11-го анафематствования о возстающих на Царскую власть. Т.е. вместо покаяния в грехе, исключили его из списка грехов. Пока это анафематствование не было восстановлено в Зарубежной Церкви, измена и бунт против Царской власти у нас не считались грехом.
Ну, а как Синод отнесся к аресту Царя, сделал ли он хоть что-нибудь для его защиты?
Нам не известно ни одного документального свидетельства за период с марта по декабрь 1917 года, говорящего о том, что Святейший Синод или Поместный Церковный Собор выступали в защиту Царской Семьи; не встречалось ни одного хотя бы мемуарного примера ходатайства за Них перед «благоверным временным правительством», ни одного случая заступничества за честь и достоинство Царской Семьи, или хотя бы за честь юных Царевен в условиях «распутинской» вакханалии в газетах, журналах, брошюрах.
Напротив, в церковных документах того времени сплошь и рядом встречаются подобострастные по отношению к «благоверному временному правительству» выражения, а публичные выступления священнослужителей в первые 4-5 месяцев революции все сводились к одобрению переворота и осуждению монархии и персонально Государя Николая II.
Вот текст телеграммы обер-прокурору Св. Синода масону В.Н. Львову от духовенства г. Перми и Мотовилихинского завода, подписанной епископом Пермским и Кунгурским Андроником (Никольским) и викарным епископом Соликамским Феофаном (Ильминским)
 
   «Градо-Пермское и Мотовилихинское духовенство, одушевляемое любовью к Родине и Церкви, с твердым упованием в помощь всегда помогавшего нашему Отечеству Бога, взирая на светлое будущее, в лице Вашем приветствует все Временное Правительство, да помогает ему Бог устроить всю страну нашу на началах гражданской свободы, да поможет Вам Господь содействовать осуществлению всегдашней Вашей заботы о каноническом устроении отечественной православной церкви, два века бывшей в унизительном плену у государственного режима. Вместе с духовенством
                       
Епископ Андроник, Епископ Феофан».
(Пермские епарх. ведомости, 1917. № 12. с. 214-215)
 
Вот выдержка из проповеди епископа Уфимского и Мензелинского Андрея (князя Ухтомскоro) в Казанском соборе Петрограда 12 марта 1917 г.
 
«... Кончилась тяжкая, грешная эпоха в жизни нашего народа. В эту эпоху - все грешили: лгали, льстили, насиловали народ и в слове, и в деле, и так или иначе устраивали свои грешные дела ... Теперь началась великая эпоха новой жизни, случилось нечто невероятное. Наступили дни чистой народной жизни, свободного народного труда; зажглась яркая звезда русского народного счастья .
... Мы не имеем теперь царя земного, пусть же Царь Небесный царствует над нами. Самодержец погиб и погиб безвозвратно; но вместо самодержца пусть великий Вседержитель царствует над нами».
(Уфимские епарх. ведомости, 1917. № 7-8. с. 193-195)
 
А вот письмо председателю Совета министров и министру Внутренних дел князю Г.Е. Львову временно управляющего Петроградской епархией викарного епископа Гдовского Вениамина (Казанского):
 
«5 мая 1917 г.
  Ваше Сиятельство, Милостивый Государь.
  Настоятель Борисоглебской, на Калашниковской пристани в Петрограде церкви, проотоиерей Николай Рудинский представил мне адресованный на имя Вашего Сиятельства акт приходского собрания Борисоглебских прихожан, происходившего 4-го текущего мая, с выражением одушевляющих их патриотических чувств и полнейшего доверия Временному Правительству в его неутомимой деятельности ко благу возлюбленного Отечества нашего, ныне свободной России, и о проч.
  Настоящий акт Борисоглебских прихожан поставляю долгом своим препроводить при сем в подлиннике на благоусмотрение Вашего Сиятельства.
  Молитвенно призывая на Вас Божие благопоспешествующее благословение, с истинным к Вам почтением и искреннею преданностию
           
честь имею быть Вашего Сиятельства покорнейший слуга Вениамин,
епископ Гдовский, временно управляющий Петроградской епархией».
      (ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. д. 191. л. 120-120, об.)
 
А вот выдержки из Постановления Московского Столичного совета благочинных, заседавшего 7 марта 1917 г под председательством прот. Иоанна Восторгова:
 
   «3. Поддерживать теперь Временное правительство, а в будущем то правительство, которое будет дано России Учредительным Собранием безотносительно к политическим основам …
   4. Выразить пожелание и полную уверенность, что так называемой «реакции» чисто политического свойства, как опасности для Временного правительства и всего нашего Отечества, в рядах духовенства не будет дано места при новых основах жизни церковной, и что Временное правительство в лице духовенства найдет не врагов и тайных противников, а естественных сотрудников и пособников …
           
Председатель совета
Протоиерей Иоанн Восторгов».
(Московские церковные ведомости, 1917. № 9-10. с. 73-75)
 
Сам же прот. Иоанн Восторгов разъяснял свою позицию на страницах «Московских церковных ведомостей» так:
 
«От нас, пастырей, ожидают слова по поводу происшедших событий и по вопросу об отношении верующих чад Церкви к совершившемуся в нашем отечестве государственному перевороту и новому строю жизни…
Я отвечу всем как священник, пастырь, служитель Церкви…
Отрекшийся от престола бывший наш государь передал законным (??) порядком власть своему брату. В свою очередь отрекшийся  от власти … брат государя законным же (??) порядком передал власть Временному Правительству… Итак мы теперь имеем вполне законное Временное Правительство. Правительство, которое является властью предержащей, как называет ее слово Божие. Этой власти мы обязаны повиноваться по долгу религиозной совести, обязаны за неё молиться …Самые слова и наставления о царе, какие мы слышим в Слове Божием, теперь уже надобно относить к власти предержащей, к существующему в наличии законному правительству…
Подчинившись Временному Правительству, я тем самым, конечно, обязуюсь принять основы нового строя, и вместе с тем считаться с декларацией Правительства, в которой указаны эти основы».
(Московские церковные ведомости, 1917. № 11-12. с. 95-96)
 
(Удивительно: если «бывший» Государь передал власть «законным порядком», то откуда тогда «государственный переворот»? Если всё прошло «законно», то, стало быть, не было никакой февральской революции, ибо всякая революция есть вопиющее беззаконие. А если была революция, был уличный мятеж, был жидо-масонский заговор, и был переворот, то откуда тогда «законный порядок»? Поистине сделанный грех помрачает человеческий ум.)
А знаменитый архиеп. Никон (Рождественский), известный до революции своими разоблачительными антиеврейскими статьями, писал  13 апреля 1917 г. в частном письме архиеп. Арсению (Стадницкому):
 
«Надо только удивляться близорукости таких властей, которые вместо того, чтобы служителей Церкви располагать добром к себе, - ибо мы делаем все возможное, чтобы внушить народу подчинение власти, - вместо того восставляют против себя нас гpешных ... Увы, эта политика подражает бывшему царю: ведь и он своим отношением к Церкви, в угоду левым, толкал нас влево, слушаясь гpишки ...
   … Признаюсь: приходится прислушиваться к замечаниям рабочих и переделывать некоторые выражения, даже самые невинные, в их смысле. Иначе живо - арест, уничтожение и конец. Указание ими сомнительной для них строки есть уже угроза: «иначе-де донесем».
Архиепископ Никон»
(ГАРФ. Ф. 550. Оп. 1. Д 373. л. 77-78 об.)
 
И этот печальный список падений лучших русских людей (все вышеперечисленные, кроме архиеп. Никона прославлены Церковью как Новомученики) можно продолжать и продолжать. Читается всё это сейчас с чувством глубокого стыда и скорби. Конечно, это падение можно объяснить и растерянностью, и замешательством, и незнанием обстановки, и каким-то опьянением «свободой», наконец, даже малодушием и боязнью репрессий, но никак нельзя понять, что же помешало тогда русским людям после свержения монархии начать молиться не за «Благоверное временное правительство», а о «возстановлении Престола Православных Царей», как мы молимся сейчас.
Православный христианин не может признать вслед за Святейшим Синодом законной богоустановленной властью ни власть самозванного Временного правительства, своими действиями подготовившего убийство Царя-Помазанника Божия, ни власть самозванного большевицкого правительства, осуществившего это убийство. Подготовка и осуществление Цареубийства проходили при молчаливом согласии большинства русского православного народа, и, что гораздо страшнее, и Высшей Церковной власти, архиереев и духовенства, на которых русский народ взирал как на своих пастырей и был им послушен. Если бы в марте 1917 г. с церковных амвонов раздалась не «осанна», а анафема Временному правительству, тот нет никаких сомнений в том, что не только не были бы возможны последующие ужасы большевизма, но пала бы и власть самозванного Временного правительства и произошло бы возстановление православной самодержавной власти Помазанника Божия.
Только увидев всю глубину нашего национального и церковного падения в Феврале, мы сможем принять верное решение для национального созидания в будущем, но для этого надо предпринять следующий шаг: Соборное покаяние за общий грех измены. Церковь первая должна подать пример искреннего покаяния, и тогда нас услышит и за нами пойдет русский народ. Именно это имел в виду свящ. Влад. Востоков, когда, выступая на Всероссийском Поместном Соборе по поводу принятия анафемы большевикам, говорил такие слова:
 
«Всем нам, начиная с Вашего Святейшества и кончая мною - последним членом Собора, должно преклонить колена пред Богом и просить, чтобы Он простил нам наше попустительство развитию в стране злых учений и насилия. Только после всенародного искреннего покаяния умирится и возродится страна, и Бог возвысит нам Свою милость и благодать.  А если мы будем только анафематствовать, без покаяния, без объявления правды народу, то нам скажут не без основания: «И вы повинны в том, что привело страну к преступлениям, за которые ныне раздаётся анафема. Вы своим малодушием попустительствовали развиваться злу и медлили называть факты и явления государственной жизни их настоящими именами».  ...
 Пастыри Церкви, защите душу народную! И если мы не скажем народу полной правды, не призовём его сейчас же к всенародному покаянию в определённых грехах, мы выйдем тогда из этой палаты соборной изменниками и предателями Церкви и Родины». («Деяния Поместного Собора 1917-1918 гг. Стенографический отчет». М. 1996. том 6. Деяние 67, с. 41-44).
           
К сожалению, тогда Поместный Собор не внял голосу о. Иоанна, осуждения февральского греха не прозвучало, и вышло наше духовенство с этого Собора, увы, «изменниками и предателями Церкви и Родины». Сколько же ещё мы будем коснеть в этом грехе, навлекая на себя всё новые и новые бедствия и страдания?! Необходимо полное переосмысление роли Русской Церкви в Феврале 1917 г и исправление всей сделанной тогда неправды, покаяние во всех совершенных тогда грехах.
Что же можно против всего этого возразить? Да, по сути дела, ничего. Поэтому нашим оппонентам остается только ругаться. Вот и ругаются: «опоганивание русского народа», «попрание чести русского народа», «помощники убийц Царя», «хула на  Святых Новомучеников» и т.д.…
По поводу последнего обвинения мы считаем своим долгом сказать следующее.
С каких это пор в Церкви историческая правда стала «хулой», а святость стала подразумевать полную безгрешность?
Хула на Мученика - это отрицание смысла его подвига. Когда иуда Сергий на пресс-конференции для иностранных журналистов назвал Новомучеников «политическими преступниками», заявил, что они страдают не за веру, а за преступления против «нашего правительства» -  то вот это была хула. 
Новомученики - эти те люди, которые, отступившись от Царя, потом, когда от них потребовали отступиться уже от самого Христа, отказались это сделать и мужественно пошли за Него на смерть. Именно за это мы их почитаем, а не за их февральское падение, которое они впоследствии оплакали и искупили своей мученической кровью. Именно их кровью Россия избавлена от большевизма, а Русская Церковь от уничтожения.
Сергиане же - это те люди, которые предательством Царя не ограничились, а дошли в своем богоотступничестве и до предательства Христа.
Новомученики и исповедники Российские прославлены Богом и Церковью не за то, что они не отступили от Царя, а за то, что они не отступили от Христа! Хулой было бы отрицание смысла их подвига страданий за Христа. Но в Феврале никто из них ни за Христа, ни даже за Царя не пострадал. Так в чем же здесь хула? Разве что в том, что если бы все мы в Феврале  дружно встали за Царя, то и не было бы потом столько мученической крови? Но это так и есть.
Мы не отстояли своего Царя, позволили жидам его убить, и по закону Высшей справедливости весь русский народ должен был пойти вслед за своим Царем на Голгофу, должна былаполиться мученическая кровь в искупление нашей русской вины, и она полилась. Когда грех слишком велик (а февральский грех велик), то "без пролития крови не бывает прощения" (Евр.9:22), и этой кровью смыты многие грехи русского народа, в том числе и грехи самих пострадавших за Христа. Или мы будем говорить, что наши Новомученики никогда и ничем не согрешали? Но это ересь, ибо безгрешных людей нет даже среди святых. Мученическая кровь смывает все грехи, кроме греха раскола, поэтому пострадавший за Христа уже невиновен в февральском грехе. Фактически своим подвигом Новомученики открыли всем нам возможность покаяться в грехе Февраля без пролития крови, в чем же здесь хула?
И все эти обвинения в «хуле» исходят не от пропагандистов Московской патриархии и не от алфёровских раскольников, а от своих вроде бы собратьев.
С глубокой скорбью приходится констатировать, что некоторые люди в нашей Церкви, не имеющие даже священного сана, возомнили себя непогрешимыми не только в вопросах вероучения, но даже в вопросах исторических, философских и политических. Хуже того, они требуют  карать церковными санкциями всякого, кто посмеет усомниться в их непогрешимости и противопоставить их мнению (зачастую основанному на вопиющем невежестве) свое собственное мнение. Мы свою точку зрения готовы защищать в честном споре; что же касается угроз церковной расправой, то на них мы отвечаем известными словами Петра Аркадьевича Столыпина: «Не запугаете!».
Невозможно допустить превращения нашей Церкви в политическую партию наподобие КПСС с её Идеологическим отделом, который строго следил за отклонениями от «генеральной линии» партии и сигнализировал в НКВД. В Церкви никогда не было и никогда не будет никаких «Идеологических отделов», никакой партийной цензуры, никакого политиканства, никаких контрразведок и шпиономании, и никаких «генеральных линий». В Церкви всегда господствовал и будет господствовать дух свободы во Христе, Ею будет управлять Соборный разум, который выявляется через сопоставление разных точек зрения и который никому не позволено подменять своим частным мнением.
Нашим оппонентам вместо того, чтобы восторгаться по поводу того, что пять каких-то лже-архиереев сатанинской лже-патриархии «благословили» (?? - разве в МП есть благодать?)  какой-то там «Чин покаяния»; умиляться М.В. Назаровым, который якобы «верно оценил обстановку в мiре» (но почему-то проглядел истинную Церковь) или восхвалять очередную антихристову подделку - подставной «Союз русского народа» (точнее советского, ибо окормляется советской лже-церковью), лучше бы подумать над тем, что проблема февральского греха существует, и проблема эта - наисерьезнейшая. Она требует ответственного и вдумчивого подхода, а не пустопорожних и досужих рассуждений о мiровом жидомасонстве.
Нам необходимо дать четкую церковную и нравственную оценку действиям нашего священноначалия и Высшей церковной власти в марте-ноябре 1917 г, одобривших свержение Царя и призвавших поддерживать масонское Временное правительство, и выработать акт соборного покаяния, которое бы ликвидировало духовные и нравственные последствия предательского отступничества от Царя, совершенного церковной иерархией в 1917 г.
 
Антон Кузнецов,
г. Москва