Слово на введение Пресвятой Богородицы во храм

Ныне светлое и преславное торжество. Ныне предуготовляется жилище прежде всех веков предопределенного и в последние времена имеющего открыться таинства. Ныне по обетованию рожденная от Иоакима и Анны приносится ими в честный дар Тому, Кто потом благоволил родиться от Нее. Ныне, как начало радости, вводится во храм трилетствующая, и девы предшествуют Ей со светильниками. Ныне, как дар, вносится во святое святых Та, Которая отъяла древнюю клятву. Ныне предвозвещенная пророками, в сопровождении первосвященника и пророка Захарии, восходит во святое святых: куда он единожды в год входил с боязнию, там Она деннонощно пребывала безбоязненно. Кто не подивится этому преславному чуду? Это – предызображение Божия благоволения, это – запечатление нашего обновления. Это – изменение терноносной жизни нашей и древнего изречения: «проклята земля в делех твоих»; «умножу печали твоя и воздыхания твоя». Итак, мы, верные, празднуем всечестный праздник – светлое торжество, озарившее мир таинственным.

Богопознанием, уяснившее в трех Лицах едино Божество, всемогущество Отца и Сына и Духа Святаго… Положив начало слову, касающемуся введения во храм Девы, мы, елико возможно, опишем в подробностях это событие и раскроем исполнение закона.

Иоаким, богатый и праведный среди двенадцати колен Израилевых, принес дары свои Богу; но так как он был бездетен, то священники удалили его из храма, говоря: «не следует тебе принести их Богу, поелику ты не имеешь потомства во Израиле». Смущенный и одержимый скорбию Иоаким вышел из храма и на горе, в уединении, молясь Богу, с сокрушенным сердцем взывал, говоря: «Ты, Господи Сердцеведче, Творче видимого и невидимого, «простерший небо яко кожу», повелевший облакам производить дождь и собравший дуновения ветров, наполнивший море родами рыб и сушу безсловесными, производящий травы по лицу земли и украшающий деревья соответственною красотою! Услышь меня, Благоутробный, умилосердись и дай мне дитя, даруй мне залог чадородия, «неми да будут устны льстивыя, глаголющия на праведнаго беззаконие, гордынею и уничижением». Таковы были воззвания и стенания скорбной души Иоакима… Что же Анна? Усмотрев уединенное место в саду своем, она, как горлица пустынная, взывала к Творцу и Создателю: «Господь Саваоф, седящий на херувимех и славословимый от серафимов, – сотворивший рукою Твоею Адама и из ребра его создавший жену, и сочетавший двух во-едино, – Аврааму рабу твоему давший сына Исаака, в старости и бесплодии Сарры, и соделавший его отцем множества народов, – одноименной и одноплеменной мне Анне даровавший, по молитве сына, прекраснейшего отрока Самуила! «Призри из дому святаго Твоего», Всевышний, и отыми от меня печаль безплодия, дабы рожденный от рабы Твоей отпрыск, мужеский-ли то, или женский, я принесла Тебе в дар, как благовонную жертву, как чистое приношение, как перворожденное агня, как новoго Исаака». Когда Иоаким и Анна оба так взывали, явился им ангел Господень с благовестием о зачатии Всесвятой и сказал: «Всевышний услышал вашу молитву и в скором времени вы родите Дщерь, блаженную из всех родов, избранную в жилище Бога». После сего благовестия Иоаким сошел с горы в радости и веселии сердца, и заматоревшая Анна, по прошествии девяти месяцев (как того требует природа человеческая), родила Пречистую Деву и Богоотроковицу Марию, Заступницу спасения мира.

Когда непорочная Богоотроковица была рождена праведными Иоакимом и Анною, и обеты их имели исполниться, то можно было узреть богоразумную Анну веселящеюся и в веселии говорящею к Деве: «Кто сказал, что от меня произойдешь Ты, Дщерь, нареченная в роды родов? Кто, на моей груди видя Тебя, млеком питаемую, не прославит Даровавшего Тебя мне – старой и бездетной? Кто, видя сосцы, не источавшие млека, источающими, не возвеличит Источившего воду жаждущему народу из краесекомой скалы? Но гряди, Дщерь, к Тому, Кто даровал мне Тебя; гряди, палата слова, ко храму Господа. Радость и веселие мира, вниди в радость Господа; насладись красотою Того, Кого в скором времени ты родишь, как человека. Блаженна я, что называюсь матерью такой Дочери. Сорадуйтесь мне, колена Израилевы, в том, что в старости я стала матерью Той, Которая будет матерью Всевышнего. Девы-свещеносицы! Изыдите пред непорочною Девою и Богоотроковицею. Воспойте Ей в хвале, бряцайте Ей на кифаре, возвеличьте Ее на псалтири десятострунной. Давид Богоотец! восхвали происшедшую из твоего колена Деву, велегласно говоря: «слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего; и возжелает царь доброты твоея».

Сказавши это и подобное сему, Анна радостно послала вперед трилетствующую Деву и Богородицу во храм Господень и, возсылая с Иоакимом благодарственные песни и созывая лики дев свещеносиц, приблизилась ко входу во святое святых. Здесь честная двоица родителей радостно взывала к Захарии, как пророку и совершителю законного служения: «Приими, иерей, честную, непорочную. Приими, пророк, кадильницу невещественного света. Приими, праведный, огнеобразную колесницу Всевышнего. Приими зрелый виноград, который произрастит вечно живущий грозд. Введи во внутреннейшее храма Господня и принеси вместо святыни Ту, Которую Всевышний создал для Своего обитания. Введи во святое святых Ту, Которая скоро будет носить во чреве Невидимого. Ублажи Ту, Которая соделает всех смертных блаженными. Возвеличь Ту, Которая явится богописанною книгою великих дел Божиих. Подыми Ту, Которая свободит нас от клятвы праматери Евы. Встреть Ту, Которая своим рождением человеколюбно соединила нас с Богом. Обыми Ту, Которая исторгнет нас из объятий змия. Прореки о Той, Которая явилась исполнением пророков и возглавием благовестия Божия к людям. Она – пища неиждиваемая, вино веселия, голубица чистая, небо одушевленное, светильник многосветлый, невеста многовоспеваемая, мать многохвальная, святая скиния, словесная агница, сокровище всеславное, гора усыренная, Божественное руно, град всечестный, мысленная завеса, лествица к небеси, святая палата, пир благости, бездна чудес, источник благ, богатое святилище, многоименная и приснодевственная Богородица. Введи Ее во святое святых, приведи Ее к Царю, как многочестный дар, восхвали Ее, как Царицу твари, устрой Ее, как палату Всецаря, воспрославь Ее, как надежного хранителя дев. Водвори в рукотворенный храм Ту, Которая соделается одушевленным храмом Слова, создавшего вся»… Таковы были радостные славословия Иоакима и Анны; таковы были восторженные воззвания их к пророку Захарии.

После сего Захария, как пророк Божий, объятый Духом Святым, воскликнул: «о, непорочная Дево! о, святая Матерь! о, благословенная в женах! Ты – свобождение Адамовой клятвы, Ты – исполнение Евина долга. Ты – чистейшее приношение Авеля. Ты – непостыдная надежда Еноха. Ты – радование Еноха и преставление к будущему животу. Ты – всесветлое украшение царства и священства Мелхиседекова. Ты – покорное повиновение Авраама обетованию о деторождении. Ты – новая жертва и мысленное всесожжение Исаака. Ты – начало восхождения Иакова на лествицу. Ты – целомудрие Иосифа и низвержение древней египтяныни, т. е. синагоги иудейской. Ты – терпеливое возглавие Иова в напастях и двойное воздаяние ему имущества. Ты – богописанная книга Моисея законодателя. Ты – жезл Аарона прозябший. Ты – дщерь Давида, «рясны златыми одеянная и преиспещренная». «Ты – одр Соломоновзлатотканный, шестьдесят сильных окрест его от сильных израилевых». Ты – начало вознесения Илии на небо и уничтожение мысленной Иезавели. Ты – сугубое благословение милоти Елисея, коей он разсек потоки Иордановы и воду соленую соделал годною к употреблению. Ты – спасение Ионы в ките и покаяние ниневитян и прощение независтное. Ты – зерцало пророков и исполнение речений их. Тебя Иезекииль преднарек вратами заключенными, чрез которые никто из земнородных никогда не проходил, кроме единого Господа, Который и сохранит врата затворенными. Тебя Исаия громогласнейший преднаписал жезлом Иессея, из которого произойдет цвет Христос и насадит поле Богопознания, уничтожив совершенно насаждения порока. Тебя предвозвестил Иеремия, говоря: «се дние грядут, глаголет Господь, и завещаю дому Израилеву, и дому Иудину завет нов, его же завещах отцам их», – обозначая так явление Сына Твоего и призывая верующих из язычников к славословию Бога до конец земли. Тебя и «муж желаний Даниил» назвал горою великою, от которой отсечется краеугольный камень и разобьет изображение многовидного змия и развеет. Тебя изобразили три отрока в Вавилоне и, провидя духом страсть Сына Твоего, пребывали невредимо в пещи, разженной седмерицею, и ликовали посреди огня, как в чертоге. Тебя Аввакум именует горою от Фемана, из которой взошли могущественные скиптры царские, в которой сотрясутся «селения Ефиопския и кровы земли Мадиамской». Прославляю Тебя – непорочную агницу. Славословлю Тебя облагодатствованную. Славлю Тебя явившуюся из всех родов невестою Бога. Воспеваю Тебя, Которая скоро имеешь явиться новым небом. Привожу Тебя, как сокровище чистое, в храм Господень. Величаю Тебя новым заветом, в коем написанный Мессия Христос уничтожит букву закона, положит начало благодати чрез крещение, ниспошлет сущим на земле Духа Святаго».

Украсив такими священными словами Деву Марию, пророк Божий возвел Ее во святилище и представил Богу. Родители Иоаким и Анна в радости сердца пошли из храма. Мария же, прошедши годы детства, в одиночестве служила Создателю и, во храме пребывая ежедневно, поведение мирское почитала как бы плетением паутинным, – и достигая блаженства небесного, отрекалась богатства земного, – и каждодневно созерцая радость ангелов, стояла выше попечений житейских, – и видя непрестанно Духа Святаго, невидимо избегала множества худых дел. Дева принимала пищу ангельскую чрез ангела и, служа Творцу храма, неба и земли, со благодарением в свободе духа говорила: «воспою Тебе, Всевышний, Создатель, за то, что Ты отъял поношение праматери Моей Евы и по неизреченному Твоему милосердию имеешь ниспослать Единородного Твоего Сына на землю, дабы Он пожил с человеками! Чрез вместилище Его я соделаюсь чистою и непорочною».

«Идеже умножися грех, преизбыточествова благодать». Чрез жену мы прияли смерть: чрез Жену нам снова возвратится все. Чрез змия мы прияли вкушение горькой снеди: чрез нея же мы снова насытимся пищи безсмертия. Праматерь Ева родила Каина – началовождя зависти и порока: Единородный Сын Божий соделался перворожденным жизни и воскресения. О, дивное чудо! О, несказанная премудрость!.. Как же мы назовем Марию Деву? Небом: ибо Она вместила в Себе Творца неба и земли. Солнцем: ибо Она, светлейшая солнца, родила Солнце правды. Луною: ибо Она, несравненная красота, родила плод красоты – Христа. Облаком: ибо Она носила на руках Владычествующего облаками. Светильником: ибо Она возжгла свет во тьме и сени седящим. Троном: ибо Она от Духа Святаго зачала Царствующего невидимо на троне Отеческом. Жемчугом: ибо Она смертным уготовала многоценный жемчуг. Раем: ибо Она отверзла Едем осужденным и вводит их в царствие вечное. Горою: ибо Она без стонов вместила Того, Кто повелевает «горам дымиться». Землею: ибо Она безболезненно носила Того, Кто повелевает земле трястись. Трапезою: ибо Она матерински питала млеком Того, Кто ниспосылает пищу нам. Морем: ибо Она Своими устами целовала Того, Кто сочетал воды во едино… Преславная Дева Мария преестественно родила Бога и человека (вместе); и мы целуем честнoе изображение Ея, как Матери Того, Кто имел с нами плоти Своей общение и из мертвых воскрес. Мы по достоинству покланяемся образу Родившей-Всесвятой: ибо Она, воистину, Свята, как неизреченно родившая Единого Святаго (если Бог повелел Аврааму принести трехлетнюю телицу ко очищению душ, то ужели предызбранная от сложения мира и принесенная во храм Творцу Дева, – ужели не была чистым приношением человеческой природы)? Почто же вы, иудеи, не признали Богородицей Девы, происшедшей из вашего колена, и не приняли превечного Сына, плотски рожденного от Девы, и, таким образом, не воздали должной славы не только Ей, но и Рожденному от Нея?… Вы всему миру явили доказательства злобы вашей, согласно изреченному о вас слову Спасителя: «аминь, аминь глаголю вам» «аще чада Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили». «Аще бо бысте веровали Моисеови, веровали бысте убо и Мне: о Мне бо той писа».

Мы же, народ Божий, «люди избранны», сонм православных, чада благодати, празднуя введение Девы во храм, душами чистыми и нескверными устами почтим сие светлое торжество, радостное для ангелов и достохвальное для человеков, и «радуйся» – Гавриила со трепетом и радостию возопиим Всесвятой. Радуйся, благоволение Отчее, чрез которое в концы земли явилось Богопознание! Радуйся, честное селение Сына! Радуйся, несказанное жилище Духа Святаго! Радуйся, святейшая херувим и славнейшая серафим! Радуйся, пророков преславная проповедь! Радуйся, апостолов всемирное оглашение! Радуйся, мучеников преславное исповедание! Радуйся, патриархов многохвальное славословие! Радуйся, святых высшее украшение! Радуйся, святителей величайшее служение! Радуйся, грешников нерушимое пристанище! Радуйся, плавающих преславный кормчий! Радуйся, болящих врач безмездный! Радуйся, умирающих воскресение надежное! Радуйся, матерей радость непорочная! Радуйся, старцев крепкий посох! Радуйся, юношей Божественная водительнице! Радуйся, младенцев светлое охранение! Радуйся, всех под небом ходатаице! Радуйся, неба и земли всеславное торжество! Радуйся, обрадованная! Господь с Тобою, сый прежде Тебя, из Тебя, и с нами! Ему слава со Отцем и всесвятым и благим и животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.