Ответы на вопросы редакции и читателей
Ответы на вопросы редакции и читателей Синодального интернет – портала «Исповедник» Первоиерарха Российской Православной Церкви митрополита Дамаскина (Балабанова)
Ваше Высокопреосвященство, война в Малороссии то затухает, то разгорается с новой силой. Мнения людей об этой войне, и в России и за её рубежами, разделились. К сожалению, политические споры и разделения не прошли мимо верующих людей, они чётко обозначились у некоторых юрисдикций - выходцев из бывшей Зарубежной Церкви. И «обозначились» - это ещё мягко сказано. Назревают новые расколы, новые «церкви». Наверняка Вы в курсе последних событий в РПЦЗ (В – В), РПЦЗ (А). Что Вы можете сказать по этому поводу и говорили ли Вы на последнем (летнем) Соборе РосПЦ о сложившейся ситуации в Малороссии и вокруг неё?
Спаси Христос за вопросы. Конечно же, мы говорили на Соборе о войне в Малороссии, о её истоках, видимых и скрытых причинах, и даже о возможных последствиях. От этой темы, как бы того не хотелось, невозможно уйти. С болью делились мнениями и впечатлениями. Делали это не приземлённо, не политизировано, а с учётом духовных аспектов. На наш взгляд, конфликт в Малороссии следует рассматривать гораздо шире и глубже, чем его рассматривают сегодня простые люди (зачастую зомбированные СМИ) и профессиональные политики (ангажированные мировой закулисой). В своих выводах ошибается подавляющее большинство, в том числе и люди верующие. Ещё в начале года мы говорили и писали о том, что становиться на ту или иную сторону конфликта - смерти подобно. Наше предупреждение проигнорировали или же не услышали, не захотели услышать. Как итог – проявление череды новых расколов.
Разномнения среди верующих людей допустимы Канонами, но они не должны выходить за рамки или границы церковные, не должны порождать зло, недоверие, сеять раздоры и смуты, увеличивать недопонимание и колебать духовное равновесие. Российская Православная Церковь прошла через это. Мы имеем печальный опыт расколов не по вероисповедным, догматическим признакам, а по гордыне и невежеству человеческому – политическому, историческому или ещё там какому. Опыт этот под спудом удержать невозможно. Мы его никогда не скрывали и не скрываем, предупреждали, предупреждаем и открыто делимся им. По-другому быть и не может. Потому как в чужих расколах всегда присутствует и наша боль, а не радость.
В пылу полемики верующие люди часто ставят во главу угла не Божеское начало, а своё личное - человеческое. Больше полагаются на свои собственные силы, на свою правоту и дальше уже эту правоту используют как истину в последней инстанции. Правильно ли они так поступают? Полагаю, что нет. Для того чтобы православно осмыслить войну в Малороссии одними человеческими глазами не обойтись. Необходимо приподняться над своей гордыней и мирской суетой, посмотреть на мир ещё и очами духовными. Тогда станет ясно, что без духовной составляющей - без учёта Промысла Божьего - говорить об этой войне безсмысленно, а значит и глупо.
На протяжении всей нашей истории, начиная с языческих времён и до сего дня, Запад как был, так и остался источником пороков, ересей – служителем и почитателем вселенского зла, а немного позднее и рьяным врагом Христианства и христианских монархий. Не говоря уже о Православии. Не случайно в Православной Российской Империи имелось только два друга – Ея армия и флот. На Западе центр масонства и мировой закулисы. Оттуда насаждается экуменизм, глобализм, культ золотого тельца. Утверждаются местными государственными законами и распространяются дальше однополые содомские и лесбийские браки. Процветает педофелия. Исходит и уже испытывается на практике идея золотого миллиарда. Правда попирается ложью. И именно с Запада, а не откуда-то ещё, тянется и нависает над всем миром злобная тень мирового господства.
С Западом вели непримиримую, священную борьбу наши Великие князья и Цари, начиная от Вещего Олега и Александра Невского и заканчивая последним русским Царём - Искупителем и Помазанником Божьим Св. Николаем II. Справедливости ради следует сказать, что противостояние с Западом не закончилось и в советское время. Оно закончилось с приходом к власти современной российской демократии. Лишь тогда рубль капитулировал перед долларом и лишь тогда новый мировой порядок стал открыто властвовать и хозяйничать здесь – на всей территории бывшей Российской Империи и бывшей Совдепии. Возможно, что именно это и зацепило, и не понравилось верхушке нынешнего руководства РФ, хотя я очень сильно сомневаюсь, что эта верхушка не в сговоре с Западом. На это указывает её постоянная двойственность, колебания, неуверенность, лицемерие и фарисейство, очевидное заигрывание и так далее. Сильные и уверенные в себе политики так не поступают. Складывается такое впечатление, то ли не по «Сенькам» шапка, то ли события вышли из-под контроля, и с помощью сверх коррумпированной чиновничьей бюрократии обуздать их уже возможным не представляется. Но это если означенная верхушка, всё же, не в с говоре с Западом.
Апокалиптические явления должны когда-нибудь начинаться. Почему бы и не теперь, не в наше время? К приходу антихриста человечество практически подготовлено. Церковь сузилась до колечка. Исповедников и ревнителей Православия днём с огнём не отыщешь. В мире властвуют ложь и пороки. Вера у большинства людей иссякла и истощилась. И эти люди уже давно готовы на всё, лишь бы им было сытно, тепло и комфортно.
В последнее время меня пытаются убедить в том, что в РФ не всё так плохо как кажется (есть мобильная армия, наращивает свои силы флот, обозначилась воля правителей…), при этом ещё говорят о грядущем собирании русских земель, и о том, что такое начинание надо скорее приветствовать и поддерживать. Однако - кого приветствовать и кого поддерживать?? Это, во-первых. А, во-вторых, без Церкви, без Ея благословения и веры в Бога, без всенародного воцерковления, без Православного Царя - Императора собрать и удержать русские земли невозможно. И это главное. Так что не нынешнему руководству РФ заниматься собиранием русских земель. Об украинской же государственности умолчу. О ней мною сказано в девятом письме к духовному чаду. Письмо стоит на нашем Синодальном портале. Читайте, повторяться не стану.
И всё же некоторые Ваши оппоненты причисляют Вас к неосергианам и почитателям нынешнего режима РФ, поясните эту ситуацию. И если возможно, расскажите о сути разногласий в РПЦЗ (В – В) и РПЦЗ (А).
За церковной оградой главенствует ложь. Те, кто от нас ушёл, в большинстве своём, стали служителями отца лжи. Отсюда и все небылицы, распространяемые обо мне (и о нас) в интернете и не только в нём одном. Человека осудить или оболгать очень просто. Есть люди, которые этим долго занимаются. Люди без стыда и совести, без веры и страха Божия. Они многим известны. Перед ними и попавшими через них в заблуждение, мне не в чем оправдываться. Дела наши говорят сами за себя. Наша вероисповедная позиция как была, так и осталась неизменной. Она отражена на Синодальном портале, в том числе отражена и наша позиция к событиям в Малороссии, вокруг неё и намного шире. Хорошо известно и наше отношение к правящему режиму РФ. Кто читает «Исповедник», тот в курсе и у того не возникает двойственности и сомнений.
Разногласия же в тех юрисдикциях, которые вы озвучили, имеют одну и ту же мировоззренческую платформу. Она не имеет отношения ни к вероисповедным корням, ни к догматике. Я бы сказал, это чисто пристрастная мировоззренческая платформа. Дьявол их поймал на гордыни, на приземлённости и ещё на невежестве. К духовности это не имеет никакого отношения. Скорее, наоборот, оно прочно связано с бездуховностью. На этой основе и произошло разделение. Одни, как мы видим, ратуют за «правду» и «ценности» Западного мира, прикрываясь традициями до раскольной Зарубежной Церкви. Другие тешат себя надеждой собирания русских земель, и едва ли не воскрешения Святой Руси, с помощью нынешних российских правителей, почему-то, ссылаясь и опираясь на те же самые традиции Зарубежной Церкви. О «правде» и «ценностях» Западного мира я уже, чуть выше, сказал. А о безбожных российских правителях (к слову и в большинстве своём, приверженцах всё той же «правды» и «ценностей» Западного мира, но уже без пресловутых церковных традиций) вы и без меня прекрасно осведомлены. Эти правители достаточно известные люди. Они уже давно на виду и на слуху, и сегодня не говорит и не пишет о них разве только что самый ленивый.
В назревающих расколах присутствует и иллюзорное, то есть насквозь фальшивое и показное, отстаивание красной или белой идеи. Написал так ещё и потому, что, к примеру, мне трудно представить оппонирующих лидеров, по обеим сторонам «баррикад», действительными носителями этих идей. Ни в прошлом, ни в настоящем таковыми они себя не показали. Скорее, наоборот, за ними тянется беспринципный, либерально-жидовствующий след. Не говоря уже об их ущербно-духовной составляющей. У РПЦЗ (А) – откровенно еретической, а у РПЦЗ (В – В) – осторожно выжидающей и от того постоянно опаздывающей. Показательно недавнее интервью «епископа» Д. (опубликованное на страницах Портал – Gredo.Ru) о первоиерархе РПЦЗ (А). «Епископ» Д. говорит о его, мягко говоря, прошлых и нынешних недостатках. Словно, до последнего момента, они были неизвестны ему. Если ты знал о них, то зачем тогда покидал столь воспетую тобою же РИПЦ?
Никого не пытаюсь обидеть. В обеих юрисдикциях есть вполне достойные люди, которые ещё окончательно не прозрели, но уже близко подошли к прозреванию. Помоги им Господь!
Владыка Дамаскин, Российская Православная Церковь ведь тоже не избежала расколов. Это случилось и на последнем (летнем) Соборе. В чём их причина? И похожи ли они на нынешние расколы в других юрисдикциях, о которых Вы только что говорили?
Наши расколы мало чем отличаются от расколов других. Их причина, точнее, одна из причин, в излишнем доверии к кандидатам в епископы. В условиях апостасийного мира нам очень трудно приходится. Желание иметь рядом достойных помощников, по-человечески, вполне объяснимо, но оно зачастую превалирует над их истинным духовным состоянием, и морально-нравственными качествами. Отсюда и истекают наши ошибки. Мы возлагаем на кандидатов тяжёлый архипастырский крест, который очень скоро становится им не под силу. Люди не выдерживают и уходят. Это наша боль и наш грех. Тем не менее, ни один из наших бывших епископов не может нас обвинить в несправедливости по отношению к ним или в отсутствии братской любви во Христе. Они сами делают свой отступнический выбор. Предают Бога и Церковь, уходят. Повторюсь, это наша боль и наш грех. Господь после исправляет наши ошибки, очищает Церковь от недостойных епископов.
Как только такой человек выходит из церковной ограды, так у него тут же появляется масса соблазнов и искушений. Очень скоро он попадает в лапы дьявола и становится на путь лжи. К сожалению, так случается чаще всего. Как отцу духовному мне от этого очень печально и больно. И то, что в церковной истории так было всегда, настроения не улучшает.
«… Отцы ваши оставили Меня, говорит Господь, и пошли вослед иных богов, и служили им, и поклонялись им, а Меня оставили, и закона Моего не хранили» (Иер. 16:11. О том же свидетельствует и Божественный Павел: «… все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген» (2 Тим. 1:15). «… Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику… Да не вменится им!» (2 Тим. 4:10. 16).
Да не вменится и нашим «Фигеллам», «Ермогенам» и «Димасам»! От нас они имели лишь братскую любовь во Христе и добро. Пусть же с нашими добродетелями остаются и дальше. Зла я на них не держу. Бог даст, ещё возвратятся.
Возможны ли в современной России (РФ) изменения к лучшему и, безусловно, духовному, то есть, возможно ли всё то, что Вы уже упомянули в ответах – признание Церкви Христовой, появление у людей веры в Бога, воцерковление, приход Православного Царя - Императора или на это уже не стоит надеяться?
Как известно, надежда умирает последней. Не нужно отчаиваться, посыпать голову пеплом и впадать в уныние. Грех забывать сказанное Христом в местечке между Самариею и Галилеею: «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:27). И ещё сказанное гораздо раньше пророку Иеремии: «Я Господь, Бог всякой плоти; есть ли что невозможное для Меня?» (Иер. 32:27). Я не пророк и тем более, не политик. Люблю читать Евангелие и верю в пророчества святых старцев. Как Бог даст, так и будет. Наши пожелания и наши хотения должны подкрепляться молитвой, постом и благими делами. Только тогда можно рассчитывать на изменения к лучшему и, безусловно, духовному. Под лежачий камень вода не течёт. Однако не следует уповать лишь на человеческие силы. Без Бога, без чуда Божьего, в современной России ничего духовного не получится. Могут произойти изменения к лучшему и в «верхах». Почему бы и нет? К примеру, недавно меня уверяли в охлаждении отношений между Московской патриархией и ими. Сомнительно. Но, однако же, так уверяли…
Как бы там ни было, нам не стоит бояться грядущего. Главное – быть с Богом и в лоне Церкви Христовой. Остальное всё прилагательное. Необходимо помнить, что спасение наше находится в наших с вами руках. И нельзя сказать, что чего-то у нас нет для спасения.
Вы не так давно побывали на Архиерейском Соборе в Запорожье, заметили ли Вы какие либо изменения в поведении людей?
Заметил. Люди выглядят более осторожными, замкнутыми и беззащитными. Особенно это заметно в дороге. В вагонах и на вокзалах стало гораздо меньше привычного шума и разговоров. Люди более собраны и не суетливы. Особой обречённости или богооставленности я никакой не заметил. Многие всё же надеются на лучшие времена. Эта надежда у каждого по-разному проявляется. Кто-то связывает её с властным усилением Киева. Кто-то тешит себя скорым приходом Москвы. Часть людей уповает на милость Божью. А кто-то, разуверившись в продажных и лживых политиках и махнув на происходящее рукой, надеется только на себя самого. Всех объединяет недовольство настоящим, малое жалованье, нищенские пенсии и стипендии, и не уверенность в завтрашнем дне. А так, всё, как и прежде. Люди быстро ко всему привыкают, даже и к жизни такой.
Чаще прежнего услышал ностальгические нотки по тому, по советскому. Особенно они проявляются среди старшего поколения, пожившего при той и этой власти. Им есть, что и с чем сравнивать. По их мнению, нынешние власти, власти советской, безусловно, проигрывают. И это не просто старческие брюзжания по ушедшей и теперь уже невозвратной молодости. Своё мнение они подтверждают примерами и доказательствами: о большей социальной защищённости, материальной стабильности и устроенности, меньшей продажности чиновников и так далее. Говорят – тогда было, кому пожаловаться. А теперь – разве что Богу. К своему удивлению услышал я и тех, кто во всех бедах обвиняют одного Бога. Ничего не поделаешь, есть и такие люди.
Они позабыли, что Господь нам не нянька и что воля наша Им нисколько не связана. Казалось бы, всё так просто и ясно. Но попробуй им объясни. Пробовал. Как в стенку горохом. Мало кому интересно, что неправедное в этой жизни, происходит по нашей воле и по нашей вине. Обвинить Бога получается и слаще, и проще.
Не Адамы. О, если бы это были Адамы!
Не за горами Рождественский пост. Потом зимние праздники – Рождество Христово и Богоявление. Как Вы их проводите?
Рождественский пост - один из главных в году. Он не столь строг, как Великий пост и пост Успенский, но весьма значимый для каждого православного христианина. Постом и молитвой мы очищаем душу. Пост способствует духовному возвышению. Он всегда радостен и ожидаем. Для меня, пожалуй, кроме Великого поста, примерно, все посты одинаковы. Не помню, но от кого-то я слышал, что Рождественским постом поститься легче. Скорее всего, имелось ввиду обычное принятие пищи. Возможно, что это и так. И понятно, почему. Осень позади. Урожай только что собран и всё ещё свеж… солёные и маринованные грибы, любая капуста, часто разрешается рыба и т. д.
Никогда не зацикливался на еде и вам не советую. Устава придерживайтесь. Не переедайте и не морите себя голодом. Пища должна способствовать и помогать вашей молитве. Крайности подняться выше и стать духовней вам не помогут.
Зимой хорошо. Я очень зиму люблю. Особенно зимний воздух. В инеи лес. Наши безкрайние снежные просторы…
Почаще бывайте на открытом воздухе. И когда вы полюбите творение Божье – станете ближе к Богу и людям.
Дай вам Бог спасения и здравия на многая лета!
Богу нашему слава. Аминь.