Вопросы и ответы. Часть 5-я

Продолжение публикации наиболее интересных вопросов и ответов, собранных Архиеп. Аверкием (Таушевым) и опубликованных в свое время на страницах «Православной Руси».

Задачей архиеп. Аверкия было отвлечь людей от попыток разрешать возникающие церковные и вероучительные вопросы по своему разумению, и приучить их искать ответы на эти вопросы в учении Св. Церкви.

  1. Почему строгий пост в понедельник в Петровск., Рождеств. и Успенский посты?
  2. Что надо понимать под «вкушением вина»?
  3. Допустимы ли в православных храмах католические иконы и распятия?
  4. Во время пения «Верую», открывается завеса и царские врата?
  5. Можно ли оставлять икону праздника на аналое до отдания праздника?
  6. Можно ли есть поминальную просфору в дни строгого поста?
  7. Можно ли сокращать панихиду?
  8. Можно ли на стороне покупать и ставить свечки?
  9. Как поются величание и псалом избранный на полиелейной утрени?
  10. Могут ли воскресные/праздничные Богослужения содержать элементы покаяния или сокрушения?
  11. Когда на литургии нужно совершать земные поклоны?
  12. Почему нельзя женщинам носить мужскую одежду?
     

ВОПРОС 49: В воспоминание каких событий установлен строгий пост в понедельник в Петровский, Рождественский и Успенский посты?

ОТВЕТ: Боле строгий пост в понедельник не связан ни с какими особенными воспоминаниями, а практиковался издревле просто по благочестивому обычаю верующих, ревновавших о подвиге. Во многих обителях иноки, а кое-где и верующее моряне, даже в обычное время года (когда нет многодневного поста), наряду с средой и пятницей, постились и в понедельник, воздерживаясь в этот день от скоромной пищи. Тем более естественно отметить этот день более строгим воздержанием в постный период года.

219 правило Номоканона при Большом Требнике даже предписывает: «Монахи же и понедельник да хранят всего лета, якоже среду и пяток, якоже от Святых Отец прияхом: кое бо прощение есть монаху, егда не преизбыточествует пост его, наипаче же яко и благоговейнии мiряне сия хранят».

ВОПРОС 50: Что надо понимать под «вкушением вина», и на чём оно основано, так как на этой почве возникают споры, переходящее в антирелигиозные анекдоты?

ОТВЕТ: Вероятно, Вы имеете в виду так называемое «разрешение вина и елея», о котором упоминается в Типиконе и в иных богослужебных книгах в праздничные дни.

Надо знать, что на Востоке, где составлялся наш Типикон, вино было самым обыкновенным широко употреблявшимся напитком, на подобие нашего русского кваса. Палестина особенно богата была виноградниками, в изобилии расположенными на склонах, холмах и равнинах. Виноградники у евреев были у каждого дома, так что «сидение под виноградной лозой» было приточной характеристикой времён мира и благоденствия при Соломоне (3 Цар. 4, 25; Мих. 4, 4; Зах. 3, 10). Обработка винограда была очень рано развита; виноградари и стражи виноградников составляли даже особый класс рабочих. Виноградная лоза считалась у иудеев символом всего, что только было сильно, красиво, полезно. Недаром в Священном Писании весь избранный народ Божий представляется под образом виноградника, а Господь – под образом виноградаря, обрабатывающего этот виноградник, или хозяина, нанимающего виноградарей для обработки Своего виноградника. В Новом Завете Господь Иисус Христос, желая нагляднее изобразить внутреннее духовное единение верующих с Собою, называет Себя виноградною лозою: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой виноградарь»... (1оан. 15, 1-6) и под видом хлеба и вина (именно виноградного) Он преподал нам высочайшее Таинство Тела и Крови Своей (Матф. 26, 26-28 и др.), заповедав всем нам всегда совершать сие в Его воспоминание.

Имея в виду всё вышесказанное, мы нисколько не должны удивляться тому, что наш Церковный Устав (Типикон), начало которому положено именно в Палестине, говорит о вине – о том, что верующим разрешается употребление вина в дни праздников, когда не положено строгого поста. Наша христианская Церковь вообще никогда не запрещала употребления вина, как такового, а запрещала только злоупотребление вином, или пьянство. Об этом ясно говорит "Слово Божие: «Вино веселит сердце человека», свидетельствует Псалмопевец (Пс. 103, 15 , но вместе с тем Апостол увещевает: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Ефес.5, 18). С другой стороны, тот же св. Апостол Павел пишет своему ученику Тимофею, которого он поставил епископом в Ефесе: «Ктому не пий воды, но мало вина приемли, стомаха ради твоего и частых твоих недугов» (1 Тимоф. 5, 23), то есть рекомендует ему употребление вина в малом количестве, как необходимое для него лекарственное средство.

ВОПРОС 51: Допустимо ли в православных храмах держать католические иконы и распятия, возжигать перед ними свечи и лампады, совершать перед ними молебны и панихиды?

ОТВЕТ: Конечно, недопустимо. Всё в православных храмах должно отвечать духу и стилю нашего Св. Православия. Иметь иконы только православного стиля особенно важно, ибо они духовно воспитывают, отрешая дух молящихся от всего земного, от всяких земных представлений и переживаний. Подлинно-православная икона символична и аскетична. Она безстрастна и не должна напоминать молящемуся ни о чём земном, возводя дух его к чисто-духовным представлениям и переживаниям, свободным от всякого приражения страстей.

ВОПРОС 52: При возгласе: «Двери, двери, премудростию вонмем!» в храмах у нас на Родине прежде открывалась только одна завеса. Здесь, на чужбине, некоторыми священнослужителями открывается и завеса и царские врата, а другими – на протяжении всего богослужения держатся нарочито открытыми и боковые двери. Правильно ли всё это?

ОТВЕТ: Совершенно неправильно. Совершать литургию при отверстых царских и боковых вратах можно только на Пасху, во весь период Светлой седмицы. Архиерейская литургия также совершается от начала и до причащения священнослужителей при отверстых царских (но не боковых) вратах, и в этом её отличие от обыкновенной, иереем совершаемой литургии.

Отверзать не только завесу, но и царские врата, при возгласе: «двери, двери, премудростию вонмем!» на обычной иерейской литургии это незаконное притязание на прерогативу архиерейского служения. Это – «модернизм», явившийся в результате революционными настроениями навеянного живоцерковного и обновленческого движения в нашем духовенстве и покушавшийся одно время на полное упразднение не только царских врат, но и иконостаса и даже самого алтаря, чтобы молиться «по-демократически», «вместе с народом» и «среди народа».

ВОПРОС 53: Правильно ли, чтобы икона праздника оставалась на аналое посреди храма до отдания праздника?

ОТВЕТ: Неправильно. Аналой с иконой ставится среди храма только на всенощном бдении для пения перед иконой величания во время пения молебна, а во всё остальное время аналои с св. иконами должны стоять по правую и по левую сторону от царских врат, но не среди храма. Мы уже указывали, что по уставу надлежит делать с св. крестом, износимым на всенощном бдении в день Воздвижения: «И по скончании целования честнаго креста, поставляется аналой с честным крестом одесную страну царских дверей, и тамо стоит, дондеже праздник отдастся» (см. Типикон глава 48 септемврия 14-го). Естественно, что подобным же образом надлежит поступать и с иконой праздника.

ВОПРОС 54: В дни строгого поста, когда не полагается вкушать пищи вообще, считается ли нарушением поста едение поминальной просфоры, если в тот день совершается литургия?

ОТВЕТ: В дни, когда совершается литургия, всем верующим раздаётся для вкушения «антидор», как бы взамен причастия тем, кто не причащался св. Христовых Таин. Антидор это частицы той просфоры, из которой изъят св. Агнец, пресуществлённый за литургией в истинное 'Тело Христово, но на практике, вместе с этой просфорой, раздробляются для раздачи и остальные просфоры, на которых совершалась литургия, дабы всем могло хватить. Самое название «антидор» значит «вместо-дар», то-есть как бы замена Св. Даров для тех, кто не приступал на этой литургии к причащению св. Таин, и раздаётся он «всему народу на благословение и очищение души, освящен бо есть, и подобает его не ядшим приимати. Аще же кто и мало ядше, или пияше, да не приемлет антидора» (см. Чиновн.).

Из вышесказанного ясно, что вкушение поминальной просфоры не может рассматриваться, как нарушение поста, раз в тот день совершалась литургия.

ВОПРОС 55: Наши приходские регенты, да и некоторые священники, сокращают панихиду, на том основании, что, якобы, официальные издания Придворной Певческой Капеллы представляют нотную панихиду в сокращённом виде. Законно ли это явление?
(Главные сокращения: вместо «Глубиною мудрости», поют: «Творца и Зиждителя и Бога нашего», «Богородице безневестная, верных спасение»; вместо «Покой, Спасе, наш» поют: «И вся яже в веденни и неведении, Человеколюбче», «сыны света Тою показавый, помилуй нас»; вместо «Сам Един еси Безсмертный», поют: «Надгробное рыдание творяще песнь; аллилуйя»; сокращают канон и тропари на «Благословен еси, Господи», и т. п.).

ОТВЕТ: Всякие сокращения в Богослужении, если они в силу какой-либо нужды допускаются, должны быть прежде всего разумными, не нарушающими смысла Богослужения. Указанные Вами выше сокращения, к сожалению, встречаются на практике, но они совершенно недопустимы, ибо делают умилительные и глубоко-осмысленные песнопения панихиды безсмысленными, так как представляют собой лишь концы этих песнопений. Издания так называемой Придворной Певческой Капеллы не имеют для нас церковного авторитета, и в них часто встречаются разного рода погрешности и против церковного устава и против логического смысла. Вышеуказанные сокращения добросовестными священнослужителями и церковными регентами восполняются, если не пением, то хотя бы прочитыванием вслух опущенных в нотах слов. Так напр., после пения кондака: «Со святыми упокой», сначала читаются начальный слова икоса: «Сам Един еси Безсмертный», а потом последние слова: «надгробное рыдание» опять поются, как указано в нотах. Но, конечно, лучше петь всё полностью, что кое-где и делается ревностными к своему служению священниками и регентами.

ВОПРОС 56: Позволительно ли на стороне покупать свечки и не освящёнными ставить их в церкви в подсвечники у святых икон, тайком от церковного старосты, как это делают некоторые?

ОТВЕТ: Непозволительно. Свеча, которая ставится в церкви, есть не только выражение веры и любви молящегося, но и жертва его на церковь. Приносящий свечу со стороны тем самым отказывается от этой благословенной Богом жертвы, установленной Церковью – как бы окрадывает Церковь.

ВОПРОС 57: На полиелейной утрени, после пропетого священнослужителями величания, в некоторых храмах хор поёт сначала псалом избранный, а потом один раз величание. А в некоторых – хор поёт сначала величание, а потом – псалом избранный и опять величание. Как будет правильно по уставу?

ОТВЕТ: Обычаем принято, что в первый раз величание поётся среди церкви священнослужителями, затем хор поёт стихи избранного псалма и после каждого стиха величание. В заключение опять священнослужители поют величание сами.

ВОПРОС 58: В отделе «Вопросы и ответы» всё время проводится мысль, что воскресные и праздничные Богослужения должны не содержать элементов покаяния или сокрушения о грехах. В таком случае, как можно примирить с этим чтение псалма 50-го: «Помилуй мя, Боже» на воскресном бдении во время полиелея? Не является ли это уместным только на будничной Утрени?

ОТВЕТ: Элементы покаяния или сокрушения о грехах, в той или иной мере, всегда содержатся во всех наших молитвенных обращениях к Богу, но в праздничных Богослужениях первое место отводится выражению нашей духовной радости по поводу празднуемых радостных событий, а потому неуместно в них то, что придаёт им характер обыденный, будничный или покаянно-великопостный, затмевая радость праздника. Что касается псалма 50-го: «Помилуй мя, Боже», то он составляет собою непременную составную часть утрени, как и шестопсалмие, в котором тоже много покаянных мыслей и чувств, а потому он и не опускается, по уставу, хотя приходская практика, в видах сокращения службы, его и упразднила.

ВОПРОС 59: Хотя существует общее правило, что земные поклоны в воскресные и праздничные дни отменяются, но многие считают необходимым совершать на литургии земные поклоны в следующие моменты: а) при освящении Св. Даров, в конце пения «Тебе поем»; б) при вынесении Св. Даров для причастия (в особенности для тех, кто приступает к ним); и в) при последнем явлении Св. Даров в конце литургии. Допустимы ли эти земные поклоны?

ОТВЕТ: Недопустимы. Нельзя ставить своё собственное мудрование выше разума Церкви, выше авторитета Святых Отцев. Первый Вселенский Собор, своим 20-м правилом, и Шестой Вселенский Собор, своим 90-м правилом, ясно и определённо запрещают «преклонять колена» в «день Господень» (воскресенье) и «во дни Пятидесятницы» (от Пасхи до праздника Пятидесятницы в течение всего этого периода времени ежедневно), а такой высокий авторитет для нас, как великий вселенский учитель и святитель Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадомйской, в своём 91-м каноническом правиле ясно и вразумительно объясняет причину этого, относя это к «таинствам церковным», а принятое всею Церковью каноническое правило священномученика Петра, Архиепископа Александрийского, прямо свидетельствует, что в воскресный день «и колена преклоняти мы не прияли».

Какое же мы имеем право поступать вопреки голосу Вселенской Церкви? Или мы хотим быть благочестивее самой Церкви и великих Отцев Её?

О непреклонении колен в дни воскресные и Господских праздников учил и основатель нашей Русской Зарубежной Церкви Блаженнейший Митрополит Антоний, который еще в бытность свою Архиепископом Волынским и Житомирским издал об этом послание к своей пастве, не преклоняет колен в дни воскресные и Господские праздники и наш теперешний Первоиерарх Высокопреосвященнейший Митрополит Анастасий.

ВОПРОС 60: Почему нельзя женщинам носить мужскую одежду? Достаточно ли для этого запрещения авторитета пророка Моисея, сказавшего: «На женщине не должно быть мужской одежды, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22, 5-6)? Не следует ли считать такое запрещение устаревшим?

ОТВЕТ: Такое запрещение имеет нравственное значение, а потому оно никогда не может потерять своей силы. Исходит оно не от Моисея, а от Самого Господа Бога, дававшего чрез Моисея Своему избранному народу Свои Божественные законы. Только то из Ветхозаветного Закона Божия потеряло своё значение в христианстве, что касалось чисто-обрядовой стороны и что было отменено на Апостольском Соборе в Иерусалиме в 51 году; весь же нравственный ветхозаветный закон продолжает сохранять свою силу и значение и в христианстве.

Принимать на себя, по легкомыслию, образ мужчины запрещено женщине и в Новом Завете. Так св. Апостол Павел в своём первом послании к Коринфянам указывает на неприличие для скромной и целомудренной женщины-христианки молиться с непокрытой головой и стричь свои волосы (11, 4-15). Каждому полу свойственно своё – у каждого пола свои внешние отличия, свой внешний облик и своя одежда. В христианстве подчёркивается, что лучшим украшением женщины является её женственность, чистота и целомудрие. Св. Апостол Павел прямо говорит, что женщины должны ходить «в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием» (1 Тим. 2, 9-10), а св. Апостол Петр, обращаясь к женщинам, говорит: «Да будет украшением вашим... сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Петр. 3, 3-4).

Согласно ли со всеми этими наставлениями стремление многих современных женщин принимать внешний облик мужчины, извращая таким образом естественные черты своего пола и подражая мужчине в манерах и поведении, как это обычно делают современные женщины, любящие одеваться в мужскую одежду?

Сверх всех этих соображений, мы имеем и в Новом Завете прямое и категорическое запрещение женщинам надевать мужскую одежду. 62-ое правило Шестого Вселенского Собора гласит:

«... Определяем: никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную... тех, которые отныне, зная сие, дерзнут делати что-либо из вышесказанного, аще суть клирики, повелеваем извергати из священного чина, аще же мiряне, отлучати от общения церковного».

Нужно быть совсем лишённым естественного нравственного чувства, чтобы не понимать и не ощущать, какое отвратительное, нравственно-отталкивающее зрелище представляет собою женщина, по-мужски остриженная, в мужской костюм наряженная, пускающая дым из папиросы, и грубостью и развязностью своих манер стремящаяся подражать современному светскому мужчине. Неужели кому-нибудь может быть не ясно, что такое действительно «мерзкое» не только в очах Божиих, но и в очах человеческих, явление есть болезненное порождение нашего нравственно-нездорового века, результат попрания здорового нравственного чувства и отвержения всех естественных законов, Самим Богом в природу человека заложенных?