Ответы на вопросы

Дата публикации »
8 декабря 2010 »

От редакции

В электронной почте Синодального портала Российской Православной Церкви - «Исповедник» - скопилось очень много вопросов от наших постоянных читателей. Так получилось, что длительное время и в силу разных причин, читательские вопросы оставались без ответа или же наши ответы на них носили выборочный, редакционный характер. Не на все вопросы мы могли ответить ещё и по той причине, что большая часть из них  задавалась не столько редакции, сколько Архиерейскому Собору, первоиерарху, епископам или священникам РосПЦ.

Извлекая уроки из опыта прошлых лет, редакция Синодального портала обратилась к митрополиту Дамаскину с просьбой – возобновить ответы на вопросы наших читателей. Получив положительный ответ и благословение от митрополита, мы отобрали наиболее актуальные и чаще встречающиеся вопросы и от Вашего имени (в виде интервью) задали их первоиерарху.

 

На электронных страницах сайтов, живых журналов и по различной тематике, не утихает полемика представителей «осколков» бывшей РПЦЗ. Читая эти материалы, у нас складывается такое впечатление, что люди полемизируют или даже спорят не ради поиска истины, а ради снискания авторской известности. Вы следите за электронными СМИ? Если, да, то, как Вы относитесь к такой полемике?
 

Приходится следить. Добавлю, к сожалению и дабы быть в курсе происходящих событий. А также ещё и потому, что, довольно часто, мне задают вопросы по ним. В споре искать истину не грех, но искать её надо корректно, по-христиански, уважая своего оппонента. В большинстве же случаев, мы этого не наблюдаем. Наоборот. Видим действо противное христианскому духу, очень похожее на базарно-словесную брань. Ничего удивительного в этом нет. Почти в каждой церковной (или около церковной) юрисдикции есть люди нервнобольные, скандально-одиозного толка, типа известного патриархийного «миссионера» Кураева, впавшие в духовную прелесть и одержимые бесами. Они как плохие актёры. Им не нужна истина. Им не надо спасения. Кроме себя самого, им не нужен никто. Главное для этих людей - поддержание популистского имиджа и показ своей авторской «исключительности». Современные СМИ предоставляют такие возможности. Пиши, как и сколько угодно. Клевещи на весь свет безнаказанно. Так оно и происходит. Попав в лапы дьявола и растеряв последние остатки совести и стыда - пишут, ругаются и клевещут до одури. Причина такого непотребства лежит на поверхности. Она вытекает из неверия в Бога и человеческой гордыни.

 

Но, ведь, они выдают себя за верующих людей и даже ревнителей православия. Как же их тогда понимать?

 

Я бы не советовал их электронные сайты и «живые» журналы читать. Будет меньше соблазнов и искушений. О какой вере или даже ревнительстве может идти речь? Разве верующий, богобоязненный человек опустится до оскорбительного и клеветнического уровня? Верующий человек берёт пример с Господа, со святых православных угодников, а не с дьявола. Не имея прочных православных корней и соответствующего воспитания, эти люди возомнили себя едва ли ни церковными учителями. В их многочисленных публикациях присущ дух злобы, видный и невооружённым глазом. По этому духу их легко распознать.

 

Сегодня Вас обвиняют в «совковости». Как Вы относитесь к этому и ещё к таким расхожим терминам, как «совок», «совковость», «совки» и откуда эти термины появились?

 

По обвинению в «совковости»и вообще, по вопросу о «совке» раньше происходили целые дискуссии. И на приходе, и в частных переписках. Когда человека обзовут «верблюдом», сложно доказать обратное, да и надо ли свою человечность доказывать? На ваши вопросы отвечу фрагментом из переписки с одним из наших прихожан. Приведу слова его почти дословно:

«Сам термин изобретен еврейскими диссидентами, потомками пламенных комиссаров, которые этот самый «совок» построили. Иными словами дети разрушали то, что строили их предки-комиссары, но при этом от своих отцов и дедов они не думали и не думают отрекаться и даже наоборот, всячески их ублажают. Зато вот русские, имеющие глупость поверить еврейским комиссарам, теперь «совки», и если ныне их потомки хотят сказать что-то доброе о своих предках, грех которых им известен, они тоже «совки»! Но тут уже хочется воскликнуть – да судьи-то кто? И на чем стоит вся эта «совковость»? Да на презумпции виновности всех и вся. Слава Богу, память у нас есть, и мы хорошо помним и знаем, что это означает на деле.

Сегодня «блюхеров» да «якиров» носят на руках, а завтра требуют их расстрела, как врагов народа. И что поменялось ныне? Ныне мы видим, в роли очередного «блюхера» вчера еще превозносимого всеми мэра Москвы. Вот в этом-то и состоит эта самая «совковость» - в готовности судить и обвинять, как только для этого найдется предлог. И потому нынешние обличители Вашей мнимой «совковости» сами о себе свидетельствуют как о закоренелых «совках», ибо огульно и бездоказательно обвинять кого-то в измене, человек, имеющий православное сознание не будет. Зато вот для «совка» вполне привычно раздавить очередную «гадину» и покрасоваться перед окружающими на недолго, поскольку затем «гадиной» становится он сам.

Вообще же вся эта «совковость», есть ни что иное, как - обыкновенное жидовство. С его принципом: «сожри ближнего, если не хочешь, чтобы завтра ближний сожрал тебя». Так вот и живем уже скоро как 100 лет. Излишне и говорить, что Церковная жизнь на таком принципе построена быть не может, ибо Церковь основана на любви. А любовь допускает и разномыслие по вопросам недогматического характера, о чем говорил еще и апостол Павел.

Кстати, почему бы Вашим обличителям, не обвинить еще и апостола Павла, который, обличая обрезание как измену Христу, сам обрезал Тимофея? Это вполне бы соответствовало их жидовско-революционным понятиям о справедливости, основанной на выпячивании формально-логической стороны дела при игнорировании стороны сущностной. Сказать попросту – сплошное фарисейство и законничество, обличенные ещё Спасителем».

 

А, что Вы можете сказать по обвинению в новосергианстве?

 

Глупость человеческая, похоже, не имеет предела. И если бы только одна глупость! Когда человек попадает в сети дьявола и уходит из Церкви Христовой - он способен на многие грехи и на многие подлости. В том числе и на подобное обвинение. Почти все наши новые оппоненты и недавние сомолитвенники, возгордившись своей «исключительностью» и надуманным вероревнительством, перебежали по ту сторону баррикад и оказались во вражеском лагере. В нём они окончательно осектантились, взяв на вооружение известный принцип основателя масонов-иллюминатов Вейсгаупта: «клевещите, клевещите, - что-нибудь, да останется!».

Клевещут, клевещут… Что-то и остаётся в сознании мнительного, и в вере неустойчивого человека. Услышав клеветническую ложь или прочитав непотребное в тексте, такой человек начинает думать, вопрошая себя: «а, вдруг, это правда?». И тогда клеветнический вымысел в его сознании начинает обретать уже иной смысл - такой, какой от него и хотели, и ожидали наши противники. Ложь начинает обретать мнимую и будто бы правдивую оболочку.

По слову Апостола Павла: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, (что можно) есть все, а немощный ест овощи» (Рим. 14. 1:2).

Эти слова я привёл не случайно. Сегодня из Московской патриархии в Российскую Православную Церковь переходит гораздо больше священников и мирян, чем в прошлые годы. Из-за «нового» веяния в МП, нового витка антиправославной, экуменической геополитики Кирилла (Гундяева) - переходы их вполне объяснимы. Священников мы принимаем через покаяние, оглашение, крещение, венчание (венчание - для белых священников и монашеский постриг - для священно-монахов), рукоположение. Мирян принимаем через покаяние, оглашение и крещение.

Это, довольно-таки, жёсткий чин приёма. В определённом смысле, он служит мерилом исповедническо-христианской зрелости человека. Тем не менее, понимая и принимая его каноническую обосновательность и сущую необходимость, миряне и священники из Московской патриархии переходят в РосПЦ с великой радостью. Люди переходят ради своего спасения, а не ради чего-то ещё. Мы их с великой же радостью и принимаем, как некогда и евангельский отец своего блудного сына. И по-другому нельзя, да и быть по-другому не может. Конечно же, принимаем верующих людей и из иных церковных юрисдикций, но уже другим чином, хотя и не всегда другим. К примеру, седмицу тому назад, я принял священника из одного раскола по чину приёма из Московской патриархии. Ещё четыре священника дожидаются своей очереди. И есть ещё не принявшие окончательного решения.

По обвинению же в новосергианстве скажу следующее:

Почивая на лаврах своей авторитетно-церковной исключительности, а заодно и на личной мировоззренческой непогрешимости, наши сегодняшние обвинители побоялись количества подобных переходов. Испугались своего растворения в церковном народе и как следствие - потери прежнего «авторитета». И если бы только одно это. Искусившись от дьявола, они в ужасе схватились за голову, тут же запаниковали и струсили, и не долго думая, убежали из Церкви Христовой. Долгой упорно-молитвенной борьбе против жидо-массонской оккупации, они предпочли иную тактику. Тактику митингово-крикливую и во многом гапоновскую. Дальше хуже, опустившись до лжи, стали обвинять нас в новосергианстве и отступлении от истины.

Не безумие ли это?

Скажу больше. Приходилось читать у них и о том, что, будто бы, мы что-то делаем (или уже сделали) в угоду нынешней власти. Отвечаю. В угоду нынешней власти мы ничего не делаем, делать ничего не собирались и не собираемся! Авторы, пишущие о таких заведомо ложных вещах, потеряли веру и стыд, и вышли за границу православного поля. Стараясь выдать желаемое за действительное и свалить собственные греховные устремления на других, они теперь сами пытаются прочнее и лучше устроиться в жизни. Понятно, что речь о спасении, милости Божьей или о хлебе насущном (вне Церкви Христовой) у них уже не идёт. Подобное фарисейство нам ведомо. В каком-то смысле, можно назвать его и новосергианством. И я знаю, о чём пишу. Обличая нас, они обличают себя. Ибо, в отличие от них, мы с Богом и находимся в Церкви Его. А от нынешней власти (как и от прошлой – советской), кроме гонений и слежки, «благ» мы иных не имеем.

 

В чём эти гонения и слежка проявляются?

 

В 2007 году представители ФСБ изгнали нас (пишу не только о себе) из подмосковного прихода. Слава Богу за всё! После долгих скитаний в поисках жилья, наконец-то, нашли приют в Тульской области, за триста километров от Москвы. Но и здесь не остались мы без внимания. Не успел я приехать на новое место жительства, как уже с раннего утра явился представитель от контролирующих органов. Назвавшись оперативным уполномоченным МВД, он недвусмысленно дал понять, что в случае миссионерской проповеди у меня могут возникнуть большие проблемы, исходящие (конечно же!) не от властей, а от местных людей - с прошлым уголовным опытом. Эти проблемы, не иначе, как угрозами, по-другому и назвать невозможно.

Немного позднее состоялись суды над нашим прихожанином и (что даже не смешно) над Концепцией (Российская Православная Церковь и современная предантихристова эпоха). Об этих судах вы чуточку знаете.

Уже в этом году власти задержали мне выдачу заграничного паспорта и придержали вызов для епископа Николая (Юхош) из Америки. Два месяца задержки хватило для срыва моей поездки за границу и срыва поездки владыки Николая в Россию. Я бы не вёл речь о преднамеренности или «предвзятости», если бы не недавний визит очередного представителя МВД. Вызвав монахиню Анастасию (Гриненко) на улицу, он долго расспрашивал её обо мне. И сильно «удивился», когда узнал, что «старец», открывавший ему калитку - и есть митрополит Дамаскин.

Не забывают нас и власти Молдавии, и Белоруссии. В этих республиках священникам и епископам РосПЦ приходится особенно сложно и тяжело. Совместно с одиозными представителями Московской патриархии, власти им угрожают судебными расправами, распространяют о них заведомую ложь и клевету, вызывают в полицейские и исполнительные органы. Буквально на днях управляющего Белорусской епархией епископа Онуфрия посетил областной уполномоченный по делам религии. В уважительной и довольно-таки корректной форме, он предупредил владыку Онуфрия о подсудности и недопустимости миссионерской деятельности даже по месту жительства. Как видим, корректность, корректностью, а хрен редьки всё же не слаще.

 

Вы упомянули о «новых» веяниях и «новой» геополитике Московской патриархии. Расскажите о них подробнее?

 

Этот вопрос не столь простой. Он требует более глубокого и расширенного ответа. С Божьей помощью постараюсь ответить.

После официального «патриаршего» оформления, Кирилл (Гундяев) усилил свою абсолютную власть, поставив во главе отдела внешних церковных отношений патриархии молодого, но уже достаточно известного и амбициозного, полностью ему преданного и подконтрольного человека - «архиепископа» (ныне «митрополит») Илариона (Алфеева). В свою пользу сделал он и другие важные кадровые перестановки. А затем, без излишних раскачек (впрочем, как и многими ожидалось), семимильными шагами пошёл навстречу унии с римо-католиками. Вместе с этим, «патриарх» твёрдо и однозначно подтвердил приверженность Московской патриархии глобальному экуменическому движению, и ускорил хлопоты по проведению очередного предсоборного совещания, так называемого «восьмого вселенского собора».

На одних внешних усилиях «патриарх» Кирилл (Гундяев) не остановился. Одновременно с ними, он стал проводить и гораздо более жёсткую политику внутри самой патриархии. В епархиях, по властному окрику из Москвы, резко снизилось «благодушие» и «либеральничество» к оппозиционным священникам. Безпричинно и с куда большей интенсивностью, их начали лишать церковных и общественно-присутствующих должностей. Отправлять на покой. Выводить за штат или же удалять, из обжитых и приносящих немалые доходы приходов, в дальние и дальние веси. В каждой патриархийной епархии таких священников насчитывается до десятка человек. И все они состоят на гласном и негласном учёте у своего правящего архиерея.

Таковы патриархийные реалии сегодняшнего дня. Они нам известны из вполне достоверных источников. Однако известны не только нам одним. Шила в мешке не утаишь, особенно когда мешок тот дырявый. Нас больше интересуют не патриархийные дела, а духовная составляющая гонимых «новой» церковной властью священников. Поскольку часть из них переходит в РосПЦ. Почему они находятся у неё в оппозиции - секрета тоже особого не составляет.

Из своего архипастырского опыта епископы РосПЦ уже давно убедились, что духовная составляющая у оппозиционных патриархийных священников разная. И что в оппозиции к своему руководству они находятся не по одной, а, чаще всего, по совокупным причинам. По нежеланию молиться вместе с римо-католиками. По причине непринятия обновленчества от ожидаемого и явно бесовского «восьмого вселенского собора». Многим из них уже надоело смотреть на безстыдную роскошь и откровенное безбожие своих иерархов, вкупе с секретарями и «присными». Устали они и от глумления над святынями, процветающей содомии и засилья жидов.

Есть и другие причины, по которым, несомненно, лучшие священники Московской патриархии считаются неблагонадёжными и столь откровенно ею преследуются. Их быстро заменяют ещё вчерашними выпускниками семинарий и академий. Как правило, с этими людьми неразрешимых проблем уже не бывает. Учили и учат их так, что преданность и благонадёжность у молодых «специалистов» (не хуже грядущих - «666») едва ли не на лбу нарисованы. И у их ставленников и учителей эти качества не вызывают никакого сомнения. Новые веяния – новые и люди.

Однако не все оппозиционные священники к нам обращаются по вопросам приёма. Есть из них и такие, кто смиренно терпит несправедливости и несмотря ни на что, всё ещё остаётся верным приверженником Московской патриархии. Они ссылаются на нечто хорошие, что было в их молодой патриархийной жизни. Их ностальгия и аргументация сродни ностальгии и аргументации тех советских людей, кто в своей молодости захватил ещё сталинские времена. Те люди тоже ссылаются на прошлую жизнь - былую весёлость, песни и труд (едва ли не в первую очередь) и на что-то иное хорошее, и так присущее любым юным летам.

 

Можно ли говорить о намечающемся расколе или о предпосылках раскола в Московской патриархии?

 

Полагаю, что никакого раскола в ближайшее время в Московской патриархии не произойдёт. В будущем такой раскол неизбежен. Эта псевдодуховная структура создана по образу и подобию КПСС. Когда-то и КПСС считалась незыблемым партийным монолитом. И где он сейчас? Рассыпался и канул в лету. Такого же действа следует ожидать и от Московской патриархии. А о предпосылках раскола говорить не только можно, но и нужно.

Властные позиции патриархии начинают ослабевать на окраинах бывшего СССР. Особенно это заметно в Молдове, Прибалтике, на Украине, среднеазиатских республиках. Ослабевают они и в России, но не так явно и не с такой скоростью. Недовольства части паствы, священников и монашествующих в МП обретают гораздо более выраженные и яркие формы. Но они пока не являются критическими и необратимыми. Разномнения, разночтения и недовольства в МП имели место всегда, просто сегодня они стали шире, обсуждаемей в СМИ и намного заметней.

Чаще всего, какие пастыри, такая и паства. И это относится не только к Московской патриархии. О духовном качестве большинства пастырей мы наслышаны. Посмотрите на мир. Разве в нём много хорошего? А если и есть что-то, то его остаётся всё меньше и меньше. Плохого же и греховного предостаточно и оно так притягательно и так заразительно.

«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Ин. 2. 15:17). Кто об этих словах Апостола любви сегодня, хотя бы, задумывается? Мало кто. «…Невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:27). Если Бог даст России царя, царь и наведёт должный церковный порядок, а мы ему посильно в этом поможем.

 

Тема германо-советской войны одна из сложнейших в нашей истории. И по сей день, она служит камнем преткновения между многими людьми. Так ли по ней всё уже однозначно и правильно сказано, и действительно ли нападение Германии на СССР являлось спасительной панацеей для русского народа?

 

Сказано и не так правильно, и не столь однозначно. И я сейчас поясню, почему. Когда отдельно взятый период времени вырывается из общего контекста истории, а затем исследуется и подаётся автором (или авторами), как некое абсолютное зло или благо - это неправильно. Неправильно не только чисто методологически, но и фактически. При таком исследовании происходит сдвиг идейных акцентов в одну сторону и по сути дела, желаемое выдаётся за действительное, вводя многих людей в заблуждение. Любую историческую тему необходимо рассматривать без предвзятости и в полном информационном объёме, начиная от её малых истоков.

Это правило относится и к теме германо-советской войны. Её ошибочно рассматривать в идейно-политической плоскости, вне границ православного поля. Такое исследование приводит к искажённой   односторонности. Оно утверждает не истину, а иллюзорную   ложь. В границах же православного поля отсутствие справедливости (или праведности) германо-советской войны очевидно. В то же время, очень трудно оставаться к ней человеком нейтральным и объективным. И уж тем более это так, если война унесла из жизни родственников или родителей, и когда эмоции преобладают над исторической истиной и здравым смыслом. 

В войнах проявляются самые низменные человеческие грехи и пороки. В германо-советской войне не избежали их ни немцы, ни русские. Контрационные лагеря существовали по обе стороны фронта. Насилия и жестокости тоже хватало с избытком. Прогерманской Локотской республике можно противопоставить просоветские партизанские районы и т.д., и т.п. Речь не о том. Чтобы приблизиться к истине обратимся к неоспоримым фактам истории.

Германия была первой европейской страной, признавшей легитимность Советской России. Случилось это в апреле месяце 1922 года по Рапалльскому договору. Ещё раньше, в июне 1921 года установились прочные торгово-экономические связи. И дальше уже между СССР и Германией развитие всесторонних отношений шло по нарастающей линии, включая и время власти в Германии национал-социалистической партии во главе с А. Гитлером. СССР продавал Германии продовольствие, лес, промышленное сырьё и т.д. А Германия в обмен поставляла станки, техническую документацию, промышленное оборудование, специалистов. Шёл расширенный и плодотворный обмен информацией, опытом в военных, культурных и иных областях.

Первые серьёзные разногласия между этими странами возникли в 1936 году во время гражданской войны в Испании. Правда, они носили скрытный и неофициальный характер. Гитлеровская Германия всегда подчёркнуто строго официально признавала легитимность СССР и не прекращала активного сотрудничества с ним вплоть до самого нападения, то есть до 22 июня 1941 года. В пользу нормальности советско-германских отношений может служить и договор о ненападении от августа 1939 года, особенно его секретная часть, позднее получившая название «пакта Молотова – Риббентропа». По этому пакту и Германия, и СССР фактически перекраивали карту Европы по своему усмотрению, без оглядок на мировое сообщество.

Для пущей убедительности, не грех привести и иные предвоенные договора и соглашения между Германией и СССР.   Договор о дружбе и границе от 28.09.1939 года. Соглашение хозяйственное от 11.02.1940 года. Конвенция о порядке урегулирования пограничных конфликтов и инцидентов от 10.06.1940 года. Договор о пограничных правовых отношениях от 31.08.1940 года. Договор о границе от 10.01.1941 года. Соглашение хозяйственное от 10.01.1941 года. Соглашения об урегулировании взаимных имущественных претензий и о переселении от 10.01.1941 года.

А. Гитлер начал задумываться о нападении на СССР только к началу 1940 года. К этим думам его постепенно подводили, а затем и активно подталкивали к нападению известные промышленные, банковские и политические круги Германии, прочно связанные с мировым еврейским капиталом и заинтересованные в сверхприбылях, и большой крови русского и немецкого народов. Раньше начала 1940 года о нападении на СССР А. Гитлер не помышлял. И все его военно-политические устремления или стратегические планы были направлены в сторону Запада, а не Востока. И уж, тем более, ни у А. Гитлера, ни у германского правительства не имелось никаких идейных (религиозных) предубеждений или расхождений со И. Сталиным, правительством СССР и проводимой ими политикой. Говорить или писать об этом нечто обратное - совершенно абсурдно.

План «Барбаросса» (план нападения на СССР) начал разрабатываться только в конце июля 1940 года. И был утверждён А. Гитлером в декабре 1940 года, что также убедительно подтверждает и неопровержимо доказывает всё выше сказанное.

Немецкие солдаты не пришли в Россию спасителями и освободителями от большевистского ига. Они пришли с целью «расширения» территории Великого Рейха. Причём, пришли не просто так, а с осознанием своей национальной исключительности и превосходности, освобождённые вождями национал-социализма от «химеры, именуемой совестью». Освобождение от «химеры» совести фактически освободило их от соблюдения Божьих заповедей, отдалило от Бога и щедро наделило самыми низменными пороками и грехами. Можно привести их великое множество. Они и послужили толчком к всенародному сопротивлению.

Когда на твоих глазах насилуют мать, сестру или дочь, когда расстреливают отца или брата, а бомбы и снаряды уничтожают хутор, село или город, когда морят голодом миллионы военнопленных, грабят и угоняют в Германию молодёжь на работы, тогда трудно оставаться сторонником такого «спасения» или «освобождения». Это сегодня легко выдавать себя за кабинетного праведника и писать о войне небылицы. А тогда боль и иные чувства возобладали. И «ленины», и «сталины» здесь не причём, впрочем, как и любая другая политика.

В одном из сёл Белоруссии немецкие солдаты повесили пожилую женщину. Повесили только за то, что она от них спрятала и оказала посильную помощь раненому красноармейцу. Интересно, а как она должна была поступить? Добить страждущего раненого человека, что ли? Женщина поступила по-христиански, по-божески. И за это её немцы повесили. Как следствие, всё село ушло в партизаны. Ушло мстить. И мстило до конца войны.

В украинском городке немцы ввели тест для тысяч пленных красноармейцев. Построив их длинными рядами, они ходили между шеренгами и заставляли каждого человека повторять на украинском языке словосочетание – дрибнэнькэ просцэ (мелкое просо по-русски). Кто хоть немного картавил или не мог его чётко и правильно произнести, того выводили из строя и прилюдно тут же расстреливали. Среди расстрелянных русских оказалось подавляющее большинство. Многие комиссары-евреи или погибли раньше, или убежали ещё с поля боя.

Тот, кто сегодня утверждает о спасительности немецкого нашествия в 1941 году, тот пусть сам попробует себя поставить на место испытуемых военнопленных. Сможет ли он сам правильно и безошибочно ответить на тест?

Как и И. Сталин, А. Гитлер не слыл православным человеком и не был монархистом. Русским (как и вообще, славянам) он не доверял и считал их людьми низшего сорта. Это утверждаю не я, это утверждают его ближайшие помощники и соратники, а главное - подтверждают дела. Ни сам А. Гитлер, ни остальные вожди Третьего Рейха так и не рискнули создать русское правительство в изгнании, а миллионную РОА советского генерала Власова отправить на советско-германский фронт. Если бы они хотели избавить русский народ от жидовской оккупации, то поступили бы по иному.

РПЦЗ и Катакомбная Церковь по-разному относились к власти А. Гитлера. Признавая её безусловную легитимность, тем не менее, Русская Поместная Церковь относилась к ней, всё же, по-разному. Даже не сама Церковь, а отдельные её иерархи и пастыри. В начале говорилось и писалось одно. Когда же Германия стала проигрывать и, в конце концов, проиграла войну – стало говориться и писаться - другое. В «Послании к русским православным людям…» 1946 года Первоиерарх РПЦЗ митрополит Анастасий (Грибановский) подвёл итог этим отношениям.

«Нельзя, конечно, скрывать того ныне общеизвестного факта, что истомленные безвыходностью своего положения, доведенные почти до отчаяния царившим в России террором русские люди, как заграницей, так и в самой России возлагали надежды на Гитлера, объявившего непримиримую борьбу коммунизму (этим, как известно, и объясняется массовая сдача русских армий в плен в начале войны), но когда стало очевидным, что он стремится на самом деле к завоеванию Украины, Крыма и Кавказа и других богатых районов России, что он не только презирает Русский народ, но стремится к его уничтожению, что по его приказанию наших пленных морили голодом, что германская армия при своем отступлении сжигала и разрушала до основания все встречающиеся ей на пути русские города и села, истребляли или уводила с собой их население, обрекала на смерть сотни тысяч евреев с женщинами и детьми, заставляя их заранее рыть для себя могилы, тогда сердца всех благоразумных людей обратились против него кроме тех, кто «хотели быть обманутыми».

Тогда всем стало ясно, что Гитлер не только не несет миру новой эры мира и социального и хозяйственного благополучия, как он обещал в своих речах, но готовит гибель себе и своему народу и всем, кто связывал с ним свою судьбу, что и случилось на самом деле. Утвержденное на безрелигиозном и часто аморальном основании, все его дело рушилось с шумом, похоронив под его развалинами его самого и его ближайших сотрудников. Этот грозный урок нужен был для всего современного человечества, дабы все увидели, что кто хочет строить жизнь без Бога, тот строит свое здание на песке и заранее обрекает его на полное крушение».

Тема германо-советской войны – сложнейшая тема. Здесь я с вами согласен. Она требует дальнейшего православного исследования и освящения. Как бы там ни было, нам пока ясно одно - играть на чувствах людей – нельзя.

 

Владыка, на улице Рождественский пост. Он пройдёт и наступит Рождество Христово. Как правильно подойти православному христианину к этому Празднику?

 

Люди часто в постах замыкаются на еде. Придают пище телесной самое пристальное внимание и ставят её во главу угла (поста). Это неправильно. Еда должна помогать человеку молиться. Помогать ему очищаться духовно и во Христе быть ближе к Богу и людям. Что толку, когда человек мало ест, а дела его тешат и радуют дьявола? По делам воздаёт Господь каждому. И не случайно Им сказано: «ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф.16:27). Об этих словах надо помнить и в посте жить всё больше по-божески. И не только в посте, а всегда. Любить Бога и людей. Видеть в людях образ Божий, а не только себя одного.

Если вы плотно покушали и пища мешает вам молиться. Вы стали чаще задумываться о плотском и земном, а не о Небесном. И враг искушает вас. Значит, надо умерить питание. Если же, наоборот, вы мало поели и всё время думаете о еде. Надо покушать. Пост даёт верующему человеку духовной порыв к новым ступенькам спасения. Ступать по ним следует осторожно, события не форсируя. И лучше, когда вы двигаетесь вместе с опытным духовным наставником.

Для многих монахов посты - радость духовная. Некоторые из монашествующих живут в постах постоянно. С молитвой живут и с особым горением в вере. С них должны брать пример и мирские люди. Душеполезно читать житийскую литературу, Псалтирь и Евангелие. Читать творения Святых Отцов и Учителей Церкви. Хорошо, если такой образ молитвенно-спасительной жизни станет для вас нормой, то есть станет постоянным и каждодневным. Пост приучает сдерживать человека свои эмоции. Учит его смирению и молитвенной собранности. И укрепляет в православной вере. Все святые великие люди постились. Сам Господь наш постился. И нам посты заповедовал.

По папскому (Григорианскому) календарю светский новый год совпадает с началом последней седмицы Рождественского поста. Католиками это специально подстроено. Подстроено для большего искушения. Православному христианину трудно переносить это время. Окружающие люди начинают едва ли не сходить с ума. На улицах раздаётся стрельба и нетрезвые выкрики. Порой они длятся часами. Что здесь можно посоветовать. Если вас разбудили, уединитесь и почитайте молитвы. Господь вам поможет и вы спокойно уснёте.

Рождественский пост - предтеча Рождества Христова. Господь ежегодно приходит в наш мир Праздником Своего Рождества. Он укрепляет надеждой спасения и дарит нам новую великую радость божественного приобщения. В этот Праздник мы испытываем необыкновенное чувство радости и любви. Словами их не передать. Рождество нас духовно сближает. И мы себя ощущаем маленькими детьми, которым сегодня немножко больше позволено, чем вчера. Рождественский пост – молитва и ожидание Праздника, явления в мир Богомладенца Христа. Желаю вам любви во Христе и спасения.

 

С наступающим Рождеством!

+ Митрополитъ Дамаскинъ