Послесоборные размышления

Дата публикации
6 ноября 2010

(ответы на вопросы читателей Синодального портала РосПЦ - «Исповедник» и на вопросы из писем, приходящих на электронные и почтовые адреса митрополита Дамаскина)

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Господи, как же быстро летит время. Детство, отрочество, юность, мирская и монашеская жизнь… Кажется, ещё вчера жили в двадцатом веке, оглянёшься назад, а на улице уже век двадцать первый и первая декада его уже позади. Время неотвратимо приближает нас к земному концу. И за гробом придётся держать свой ответ перед Богом. И мне - многогрешному, и тебе, и всем земнородным людям. И никто не минует Суда Его Страшного.

Жизнь такая, что, грешным делом, иногда, думаешь: «побыстрей бы, уж». Тяжесть архиерейского креста, тяготы и лишения житейские, искушения, ложь и клевета от разных людей, и чаще всего, от бывших же сомолитвенников, порой, бывает просто невыносимой. Живёшь одной только верой, да ещё надеждой с любовью, памятуя о том, что Господь не даёт нам непосильную ношу, непосильного и неподъёмного креста. И что всё остальное – такое трудное и «невыносимое» - уже даётся по нашим грехам, по немощам же и ошибкам.

Много наций и народностей вышло от Адама и Евы. Разных. Разноязычных. Православных и инославных. Посмотришь на мир, кого только и не увидишь на грешной земле. Проживают многие и многие люди. Нации и народности. Малые и большие. И всем места хватает. Даже индусам и жёлтым китайцам. И все, вроде бы, давно ублажились и почти успокоились. Одни только мы – русские – всё продолжаем спорить, кому-то и чего-то доказывать и всё так же упорно, как прежде злорадствовать и ненавидеть друг друга. Ничего не скажешь. Удачно бросил дьявол камень ненависти и раздора, породив между нами ненависть и куда-то далече и на многие, многие годы, отодвинул от нас братскую и во Христе Боге - любовь.

Мы жили веками язычниками. Потом крестились и, слава Богу, пожили праведно - с Богом и помазанниками Его. Но и тогда не минуло нас горе великое. Искусились. И впали в раздоры междоусобиц. Реками пролили христианскую кровь. Кровь братоубийства. Слава Богу, одумались и прошли через осознание и покаяние в этих тяжких грехах. Потом снова низко пали. Ещё ниже. И долго жили в грехах богоборчества и сатанизма, клевеща и постепенно «поедая» друг друга. Живём и сейчас - не пойми где. Не пойми как. Ничего почти не понимая. И не желая ничего понимать. Лишь было сытно, пьяно и тепло самому. Быстро катимся в пропасть погибели, утаскивая вместе с собой своих близких и родных, и всех тех, кто попадается под руку.

Доколе, Господи!? Доколе, братья и сестры, будет так продолжаться!? Не пора ли нам остановиться в грехах и задуматься? Стыдно же! На нас смотрит весь мир. Смотрит и содрогается. Смотрит и радуется. Смотрит и удивляется. Впрочем, что нам до этого мира, да и ему до нас окаянных.   Над нами Господь Бог и Покров Божьей Матери, а мы вытворяем такое… Неужто и правда, что нет на земле более раздорной и противоречивой нации, чем мы – русские? Не хватит ли кидаться друг в друга камнями? И не пришло ли время их собирать? Я долго молчал. А теперь говорю. Хватит! И время пришло! В помощь нам Бог и Церковь Его!

За последнее время на адрес Синодального портала РосПЦ – «Исповедник» и на адреса моих электронных почт пришло много писем с вопросами от читателей и корреспондентов. Я их отобрал, и на этих страницах, с Божьей помощью, попытаюсь ответить.

Ваше Высокопреосвященство, расскажите, как проходит церковное строительство в Российской Православной Церкви, и что нового в Церкви за этот год произошло.

По причинам от нас независящим, церковная жизнь клира и прихожан Российской Православной Церкви на всей территории бывшей Российской Империи складывается полукатакомбно, поэтому многие вопросы церковного строительства РосПЦ, для многих людей, остаются в неведении или, как бы, под спудом. И это печально. Такое положение характерно для тех людей, кто находится вне Церкви Христовой и ещё только ищет (или пытается искать) пути и подходы к Ней. О ходе церковного строительства верующие люди, чаще всего, узнают из наших официальных информационных сообщений на «Исповеднике» или же из проповедей священников на приходах.

Если же говорить более конкретно, то и в этом году Господь проявил Свою милость к нам. В РосПЦ учреждено два новых викариатства. Одно - в Северной Америке, а другое - в Румынии. Белорусское викариатство преобразовано в епархию. За этот год архиереями Российской Православной Церкви принято полтора десятка священников. Принято из разных церковных юрисдикций и есть кандидаты на принятие. В нашей Церкви значительно прибавилось мирян и воинов Христовых – монашествующих. Обнадёживают и сами перспективы церковного строительства. Следите за Синодальным порталом РосПЦ, из него вы узнаете о наших дальнейших шагах в этом направлении.

С Североамериканским викариатством – многое ясно, а вот по поводу учреждения Румынского викариатства есть вопросы. Как известно, Румыния никогда не входила в каноническую область или территорию Русской Поместной Церкви. Как быть теперь с таким казусом, когда налицо нарушение церковных канонов? 

На самом деле казуса никакого нет, как и нет нарушения церковных канонов. Скорее, есть казус мировой апостасии, когда канонические территории бывших Поместных Церквей (и, прежде всего, сами Поместные Церкви) превратились в мерзость запустения – отошли от чистоты Православия и погрязли в грехах экуменизма, сектантства и прокатоличества, разного рода обновленчества и Бог знает ещё в чём. Такие территории, по церковному праву, должны считаться свободными и на них распространяется наш омофор - омофор Российской Православной Церкви.

Однако мы никогда не настаивали и не настаиваем на своих особых притязаниях в этом вопросе, о чём, с братской любовью и со всей откровенностью, и было сказано на Архиерейском Соборе владыке Серафиму (Доробэц), Румынскому викарию Молдовской епархии Украинского Экзархата РосПЦ. Мы владыке Серафиму сказали, что можем помочь в восстановлении Православного Румынского епископата и затем дать им полную самостоятельность и автономию. А если же они пожелают остаться с нами, то, ради Бога! Как Богу и румынам будет угодно.

Сколько приходов и священников последовало за владыкой Серафимом? И откуда они пришли в РосПЦ?

За епископом Серафимом последовало девять священников вместе со своими приходами и монастырями. До перехода в Российскую Православную Церковь, все они находились в одной из греческих церковных юрисдикций. После длительного изучения этой юрисдикции, их священнические хиротонии мы не признали. С Божьей помощью, ставленническую и иную ущербность нам легко удалось доказать, и главное, объяснить. Румыны шли к нам ради спасения и ради Христа, поэтому они согласились с нашими доводами и с радостью приняли более жёсткие условия приёма в РосПЦ.

Не лишне будет сказать, что, несмотря на свою молодость, владыка Серафим единогласно был избран кандидатом на епископскую хиротонию от румынских священников, монашествующих и мирян.

Владыка Серафим владеет русским языком?

Русским языком епископ Серафим не владеет. Румынским и русским языками прекрасно владеет архиепископ Андриан – управляющий Молдовской епархией, Украинского Экзархата. Через владыку Андриана и шли все наши переговоры. На мой взгляд, незнание русского языка – не столь, уж и существенный пробел владыки Серафима. Хотя мы и пожелали владыке Серафиму изучать русский язык, и уже на следующем Архиерейском Соборе попытаться говорить с нами по-русски, но мы все его воочию видели и хорошо понимали, и без этого знания. Владыка же Андриан, спаси его Христос, лишь немножко нам всем помогал. Епископ Серафим членам Собора показался верным и стойким монахом. Проблем же с изучением языка не предвидится. В Румынии проживает много старообрядцев. И ему есть там у кого поучиться русскому языку. Полнее можно познакомиться с Румынским викариатством Молдовской епархии Украинского Экзархата РосПЦ, зайдя, вот по этой ссылке http://romanianorthodox.wordpress.com/, на их электронный портал.

Из итоговых Соборных документов видно, что Архиерейский Собор снова вернулся к вопросам так нашумевшей Концепции. Всвязи с чем эти вопросы возникли?

Вопросы по Концепции нам начали задавать сразу же по её принятию и опубликованию. В разной интенсивности и эмоциональности, задают их и до сей поры. Более того, с благословения Архиерейского Собора или Синода, а также и по личным авторским инициативам, в нашем «междусоборном портфеле» появились множественные варианты дополнений и изменений по, тем или иным, концептуальным вопросам. Лежит в этом портфеле и полностью готовый текстовой вариант новой Концепции. И в этом ничего удивительного нет, так как, некоторые положения, в принятой нами Концепции, являются спорными. И мы никогда не скрывали этого. В своё время открыто писали о них и говорили. Никогда не догматизировали Концепцию в целом. Правда, на только что прошедшем Архиерейском Соборе, догматизировали отдельные её положения. Они указаны в наших итоговых Соборных документах. Их можно увидеть и почитать. По остальным же аспектам и вопросам Концепции могут быть разномнения. И слава Богу, что они у нас есть.

Продолжается ли в Российской Православной Церкви работа над улучшением текста и духа Концепции?

Она никогда и не прекращалась. Уж, кому-кому, а мне это известно не понаслышке. При отсутствии Секретаря Архиерейского Синода, вся работа по улучшению Концепции, в основном, идёт через меня и дальше уже попадает её часть к архиереям.

Как Вы оцениваете роль Концепции? Не принесла ли она Церкви больше вреда, чем пользы? Ведь её критикуют все, кому не лень.

Критикуют не все, а, чаще всего, те люди, кому самим сказать нечего. Написание Концепции было задумано и инициировано мною. Это не секрет. И если бы у меня была возможность снова вернуться к тому изначальному времени, то я (с чистой совестью, с тем же усердием и с тем же порывом) повторил бы инициацию. Давно назревала пора объяснить наше прошлое. Объяснить былое - церковное и историческое. Пора та, давным-давно уже перезрела. До нас сказать людям правду никто не пытался. По каким причинам, решайте уж сами. Многие верующие люди оказались в плену ложных мнений или в полном неведении. Мы попытались объяснить. И многое у нас получилось. Архиерейский Собор Российской Православной Церкви принял Концепцию. В пользе её сомневаться теперь не приходится. Очень многое у нас получилось, но, к сожалению, получилось не всё. Спустя два с половиной года, мы понимаем, что по-другому и быть не могло.

В некоторых электронных СМИ появилась информация о хождении в народе изменённой или, так называемой, «миссионерской» Концепции. Даже (что, якобы, в угоду нынешней власти в РФ) появились утверждения об изменении исповеднического курса РосПЦ. Что Вы можете сказать по этому поводу?

Могу сказать многое. Однако скажу, сколько следует. Концепцию никто и никогда не изменял. В 2009 году Архиерейский Собор внёс незначительные поправки по тексту Концепции. С этими поправками она и опубликована на Синодальном портале. И если вы внимательно её прочитаете, то нигде не найдёте (ни рядом, ни дальше) «миссионерской» Концепции и никакой другой.

А откуда смута и ложь появилась в интернете, сейчас поясню. Прошедшей весной к членам Архиерейского Синода обратился председатель миссионерского отдела РосПЦ с просьбой о благословения смягчения (или о сглаживания острых углов) в Концепции двух-трёх моментов по вопросам советско-германской войны. Дело в том, что, проводя активную миссионерскую проповедь, председатель миссионерского отдела РосПЦ столкнулся с полнейшим неприятием, прописанных в Концепции положений по этой тематике.

Верующие люди почувствовали и увидели в них восхваление, и даже пропаганду германского национал социализма (фашизма). Более того, усмотрели в них, ни много, ни мало, как глумление над своими погибшими родственниками. Читать такую Концепцию они категорически отказывались. А ведь в ней так много правильного и полезного! Ради Христа и ради спасения многих людей, Синод и благословил председателя миссионерского отдела смягчить неприемлемые моменты по вопросам германо-советской войны. Имел ли Синод право на это? Конечно же, имел. С тех пор и с нашей подачи, и пошло такое название.

Будет к месту сказано, что, к примеру, в Белоруссии и по этой же самой военной тематике, владыка Онуфрий не может нашу Концепцию белорусу и в глаза показать. Почему? Да потому, что четверть населения Белоруссии уничтожена немцами. А у нас они в Концепции прописаны едва ли не православными и великими благодетелями человечества. Так ли это? Судить не берусь. Однако уверен, что если мы и дальше продолжим идти путём непримиримости и конфронтации по вопросам не догматического толка, то ничего у нас не получится. Не простит нас Господь, не помилует. И не увидим мы ни православного царства, и ни царя-батюшку. Так и будем жить, как кошка с собакой до конца века сего. Кто в лес, а кто по дрова. Кто, ратуя за немцев, а кто за русских или советских людей. Кто, прославляя Распутина, а кто против него. И т. д, и т. п.

Курс Российской Православной Церкви остаётся прежним – православно-исповедническим. И Архиерейский Собор своими решениями постоянно доказывает это. На мой взгляд, доказывает весьма убедительно. Помните, в старину шло собирание русских земель. Нечто подобное наблюдается сейчас и в Российской Православной Церкви. Идёт воцерковление и постепенное собирание православных русских людей. Процесс этот долгий и трудный - не одного молитвенного дня. Он требует от всех православных людей (и не только от священников, и от епископов) полнейшей самоотдачи. Требует горячей любви к Богу и во Христе, друг ко другу. Я понимаю, что кому-то очень хочется получить - всё и прямо сейчас, как говорится в народе – вынь, да положь. Божьи чудеса в этом мире случаются. Но их надо ещё заслужить, да и Святаго Духа стяжать. А заслужили и стяжали ли мы?

В чём же тогда корни расхождения между Вами и игуменами Николаем и Андроником, и иже с ними?

Наши расхождения начались задолго до всего выше сказанного. Концепция – повод, а не причина. Отцы очень желали стать епископами. И кроме них самих, никто им, в этом желании, не мешал. Когда поняли, что епископство их откладывается на неопределённое время – стали действовать по-другому. Иже с ними, хотели из Церкви сделать некое подобие Думы иль Рады. А если не получится, то, хотя бы, влиять на Неё из-за тёмно-серой кулисы. Слава Богу, у них ничего не вышло и не получилось. И теперь им ничего не осталось, как только кричать и поливать нас хулою и грязью. На потеху дьяволу, с этим они успешно справляются.

Архиерейский Собор, милосердствуя, дал и о. Николаю, и о. Андронику, и иже с ними, время на покаяние. Время ещё остаётся. Хотя бес их поймал в свои лапы. И всё ещё крепенько держит. Что это так, а не иначе, видно из их последнего «открытого письма» ко мне.

Как принималось по ним Соборное решение?

На Соборе мы их не судили. По этому вопросу я снял с себя председательские полномочия и передал их своему заместителю - архиепископу Иоанну (Зиновьеву). Но владыка Иоанн от председательства тоже отказался. Он имел на это полное право, так как, его оклеветали не меньше моего. И дабы быть, по этому вопросу, человеком нейтральным, поступил так, а не иначе. Председательство принял на себя архиепископ Андриан (Замлинский). Он и вёл заседание.

Мы рассмотрели все «обращения» и письма ко мне, а так же публикации отцов Николая и Андроника в электронных СМИ. Выслушали владыку Онуфрия. Я поведал о своих телефонных разговорах с о. Николаем и о. Андроником, рассказал членам Архиерейского Собора о письмах и телефонных сообщениях епископа Николая (Юхош) из Америки.

Потом мы обсудили полученную информацию. Каждый епископ аргументировано высказал по ней своё мнение. Споров особых не было. В конце обсуждения, я попросил архиереев проявить архипастырское снисхождение и предоставить оступившимся отцам время на покаяние. Так архиереи и поступили. И даже больше того, Архиерейский Собор попросил всех верных чад Российской Православной Церкви вознести свои молитвы о скорейшем вразумлении оступившихся собратьев и уврачевании возникших церковных нестроений.

Вас ещё обвиняют в ереси царебожества. Есть ли какие-нибудь доказательства таковых обвинений?

Никаких доказательств нет, да и быть не может. Обвинения в царебожестве - есть ни что иное, как плод больного воображения обвинителей. На одном из Архиерейских Соборов мы вернулись к тем молитвенным правилам о православных царях, которые были прописаны в наших богослужебных книгах до их уничтожения служителями мамоны в угоду жидо-масонской власти. Мы устранили беззаконие и приняли молитвенно-православный порядок, существовавший в Русской Поместной Церкви веками. А в литургической молитве «О спасении России» добавили ещё и такие строки: «…отечество наше от лютых безбожник и власти их свободи, и возстави престол православных царей, верных же рабов твоих в скорби и печали день и нощь вопиющих к тебе, многоболезненный вопль услыши, многомилостиве боже наш, и изведи из истления живот их, и отпусти грех людей твоих, отрекшихся от царя и помазанника твоего, и не возбранивших убиение его…».

Мы стали молиться Богу правильно – православно. Стали молиться так (или вернее, почти так), как молились наши предки в Синодальный период и до него. И за это нас начали обвинять в ереси царебожества. Завтра они придумают нечто другое и станут обвинять нас в ереси богобожества или ещё в чём.

Существует незыблемый догмат Симфонии Церкви и Царства, утверждённый Святыми Отцами. В феврале 1917 года этот догмат был в России порушен. С Божьей помощью, нам его удалось поднять и частично восстановить. Если в наших Соборных документах, наших проповедях и статьях обвинители увидели некий перекос в сторону Царства, то это их грех, их проблема. Просто о Царстве и Православных Царях очень долго молчали, очень долго замалчивали. За девяносто лет беззакония, как здесь в России, так и Зарубежом, люди отвыкли православно молиться. Видимо, от того и режет им слух наши молитвы, Соборные решения, проповеди и статьи.

Ваше Высокопреосвященство, в различных формах печати не утихают дебаты на тему объединения «осколков» РПЦЗ. Есть ли у Вас мнение по этому поводу?

Прошу вас понять, объединения не может быть в кривде и лжи. Объединение должно быть в Истине. В противном случае, мы окажемся в той же самой экуменической яме, в которой оказались почти все псевдоправославные и псевдоцерковные организации, начиная от МП и заканчивая, к примеру, тем же сборищем еп. Агафангела из Одессы.

Проблема не в амбициях первоиерархов. Проблема в чистоте вероисповедания. И до тех пор, пока она не решена - говорить об объединении - преждевременно. Если вы спросите, есть ли у нас стремление к объединению? То я отвечу, что – есть. И мы готовы сесть за стол переговоров с представителями любого «осколка» РПЦЗ, и не только РПЦЗ. Наша добрая воля известна. Дело не за нами, а за бывшими сомолитвенниками.

Какие у Вас будут пожелания клиру и пастве Российской Православной Церкви?

Всем желаю спасения, телесного и духовного здравия. И ещё молюся о том, чтобы Господь укрепил нас надеждой и верой. Чтобы паства и клир Российской Православной Церкви устояли в этом мире безумия и почти тотальной апостасии. Господь очищает и освящает нас Своей неугасимой любовью. И дай Бог, чтобы и мы, от щедрот Его, не остались под спудом земного бытия, а поделились Божьим светом со всеми людьми, ищущими спасения и дорогу к Всевышнему Богу.

Прошу прощения и молитв!

Богу нашему слава!

Аминь.

       

+ Митрополитъ Дамаскинъ