Определение Архиерейского Собора Российской Православной Церкви по вопросу о Февральских церковных отступлениях

Определение
Архиерейского Собора Российской Православной Церкви

По вопросу о церковных отступлениях, имевших место в феврале-марте 1917 года, и мерах по их устранению

 

Архиерейский Собор Российской Православной Церкви, заслушав доклад Комиссии по вопросу о церковных отступлениях, имевших место в феврале-марте 1917 года и мерах по их устранению, приходит на основании этого доклада к следующим заключениям:

1) Учение о Православном Самодержавии не является политической доктриной, а относится к области христианского вероучения, составляя неотъемлемую часть церковного Предания. Это учение отражено, в частности, в Чине священного коронования и миропомазания на Царство православных Царей и Императоров, и в Чине анафемы на умышляющих и восстающих против Царской власти, положенном в Неделю торжества Православия. Никто из отрицающих это учение не может считаться принадлежащим к Православной Церкви.

2) Церковно-государственные отношения в Российской Империи накануне Февральской революции носили характер Симфонии, при которой церковные установления имели силу государственных законов, а государственно-правовые акты являлись обязательными для Церкви. К числу таковых актов относятся Клятва церковно-земского Собора 1613 года на верность Дому Романовых, Всенародная верноподданническая присяга Государю Императору и некоторые другие положения Свода законов Российской Империи.

3) Февральская революция явилась результатом хорошо подготовленного и тщательно спланированного заговора мировых антихристианских сил, поставивших своей целью уничтожить Российскую Империю как всемирный оплот христианской веры и государственности. В практическом плане этот заговор был направлен на свержение русской Самодержавной монархии и персонально Императора Николая II, как христианского Государя, Удерживающего развитие мировой апостасии и «тайны беззакония».

4) Эта революция, как и всякая революция, являлась очевидным беззаконием, она была направлена против существующего Божественного миропорядка и подготовила почву для замены его «Новым мировым порядком» величайшего беззаконника - Антихриста. Результатом этой революции явилось свержение Богоустановленной Самодержавной Царской власти и создание на её месте богопротивной самозваной власти - сначала в лице масонского Временного правительства, а затем в лице большевицкого Совнаркома. Для Православной Церкви было абсолютно неприемлемо благословение и участие в деяниях этой власти с самого первого дня ее существования, то есть с  1(14) марта 1917 года.

5) Вопреки ясно выраженному учению церковному о Православном Самодержавии и в нарушение Основных государственных законов Российской Империи, Высшая Церковная власть, большая часть архиереев, подавляющее большинство клириков и громадные массы мирян Православной Российской Церкви приняли активное и пассивное участие в этой богопротивной революции, чем поставили себя под клятву Церковно-Земского Собора 1613 года и Анафему о противящихся и восстающих против Царской власти.

6) Это отступничество Святейшего Правительствующего Синода, архиереев и их паствы выразилось, в частности, в нижеследующем:

    а) Святейший Правительствующий Синод, презрев верноподданническую присягу, ничего не предпринимал для противодействия революции и вместо анафематствования бунтовщиков и мятежников одним из первых перешел на их сторону, признав революционное Временное правительство законной верховной властью ещё в тот момент, когда Государь Император Николай II находился на Престоле.

    б) После свержения Государя с Престола Высшая Церковная власть, войдя в соответствующее соглашение с Временным правительством, принимала все зависящие от неё меры для сохранения власти в руках этого правительства, оказывая ему полную поддержку во всех его революционных начинаниях. Церковные иерархи и клирики употребили весь свой духовный и нравственный авторитет для оправдания происшедшей революции, доказательства богоугодности и законности созданной ею власти, одновременно осуждая в публичных выступлениях свергнутую монархию и идею её реставрации.

    в) Начиная с 3/16 марта 1917 года и вплоть до 4/17 июля 1918 года ни со стороны Синода, ни со стороны других органов церковной власти не было произнесено ни одного слова в защиту свергнутого с Престола Государя и Его Семьи, не было предпринято ни одного действия в ограждение чести, свободы и самой жизни Царственных страдальцев, не было выражено никакого, пусть даже чисто формального, протеста против их беззаконного ареста, заключения, ссылки и убийства.

    г) Выполняя волю Временного правительства, Высшая Церковная власть издала распоряжение об обязательном принесении духовенством присяги на верность этому самозваному правительству, а затем духовенством к присяге самозванцам были приведены и все лица православного вероисповедания Империи. Этими действиями открыто попиралась данная ранее перед Крестом и Евангелием верноподданническая присяга Государю Императору, и в этот грех клятвопреступления вовлекался практически весь русский народ.

    д) Специальными распоряжениями Высшей Церковной власти богослужебные тексты и другие чинопоследования Православной Церкви были изменены таким образом, что из них полностью исчезло молитвенное поминание Богоустановленной Царской власти, либо оно было заменено молитвами за самозваное Временное правительство и некий «народ». По существу этими распоряжениями была произведена ревизия церковного учения о государственной власти, и  введено новое еретическое вероисповедание, согласно которому Православное Самодержавие и демократия являются властями, одинаково угодными Богу, а власть Временного правительства имеет не человеческое, а Божественное происхождение.

    е) Воспользовавшись церковной смутой, вызванной низложением и арестом «внешнего епископа» Церкви - Православного Царя, неканонический революционный Синод, искусственно подобранный Временным правительством из числа угодных этому правительству лиц, подготовил и с согласия последнего созвал на демократических началах общественное собрание, самоназвавшееся «Всероссийским Поместным Собором», которое, незаконно восхитив полномочия подлинного Поместного Собора, преобразовало церковную жизнь на антимонархических началах, полностью согласующихся с либерально-масонской идеологией Февральской революции.

7) На протяжении всей истории существования «тихоновской» патриаршей Церкви, Русской Православной Церкви Заграницей и Катакомбной Церкви ни одно из вышеперечисленных отступлений ни разу не было официально осуждено и отвергнуто, более того неоднократно предпринимались попытки оправдать совершенное в 1917 году церковное беззаконие и представить его согласным с духом и буквой вероучения и канонов Православной Церкви.

8) Для устранения последствий вышеуказанных отступлений Архиерейский Собор Российской Православной Церкви в дополнение к уже принятым ранее мерам  ОПРЕДЕЛЯЕТ:

  а) Признать, что действия Высшей Церковной власти, а также большинства представителей иерархии в феврале-марте 1917 года и последующий период Февральской революции явились церковно-разрушительными, внесли величайший соблазн в паству, продолжающий действовать до сих пор, способствовали развалу исторической русской государственности, привели к глубочайшему падению авторитета Русской Церкви и не могут иметь под собой никакого духовного и нравственного оправдания.

  б) Осуждая эти действия и их инициаторов, Архиерейский Собор вместе с тем в настоящий момент не находит возможным установить степень персональной ответственности виновников этих действий и определить им меру церковного наказания и милосердно оставляет решение этого вопроса на суд будущего Поместного Собора под скипетром Православного Царя.

  в) Признать, что так называемый «Всероссийский Поместный Собор» 1917-18 гг. как собрание, созванное неканоничной инстанцией - революционным Синодом и при поддержке самозваной государственной власти - Временного правительства, не может быть признан законным органом Высшей церковной власти, суда и управления Русской Церкви, а должен получить статус самочинного революционного учреждения.  Ни одно из постановлений этого собрания не имеет никакой обязательной силы для Российской Православной Церкви.

  г) Впредь не допускать использования в богослужебной практике искаженных революцией текстов, для чего осуществить генеральный пересмотр всех богослужебных книг послефевральского издания, поручив эту работу специальной Комиссии Архиерейского Собора.

  д) Воспретить членам Российской Православной Церкви в своих публичных выступлениях продолжать поддерживать революционную ложь о том, что в Феврале 1917 года произошло не свержение с Престола Государя Императора Николая II, а его добровольное отречение от этого Престола.

  е) Обязать всех клириков Российской Православной Церкви в день свержения Государя Императора Николая II c Престола 2/15 марта неопустительно совершать молебен с пением акафиста Царю-Мученику Николаю и чтением покаянных молитв, приводимых в службе Святым Царственным Мученикам 4/17 июля.