Полное начертание православной истины
и указание уклонений от него

Во имя Бога, в Троице поклоняемого – Отца и Сына и Св. Духа, приветствую вас, Богом мне вверенная паства, апостольским приветствием, в желании благодати и мира. Благодать вам и мир да умножатся, – как два источника всякого блага душевного и телесного: да исполняется ум ваш ведением Бога и всякой истины, от Него исходящей, с соответственными тому чувствами и расположениями; сердце ваше да разверзается к братолюбию и всякому благотворению, и все начинания ваши да обращаются ко славе Единого Бога... воздуха благорастворение, земли плодородие и все, ко временному вашему благоденствию потребное, да дарует вам щедродательная милость Божия, аще благоволит.

О всем сем – непрестанная к Богу грешная молитва моя. Ибо мы уже не чужие друг другу. В час наречения, аще не ведая вас, я уже вступил в общение с вами, дав обет Богу и св. Церкви вам принадлежать заботою, трудами и даже сею жизнию. В равное возмездие сотворили, как полагаю по уверенности в христианской совести вашей, нечто подобное и вы, определили себя на внимание и – в нужном случае – на послушание моему немощному слову и делу по вере в любви. А ныне сей взаимный союз, основанный на взаимном самопожертвовании, освящен приношением бескровной жертвы, пожершемуся за нас Господу, от Коего ради сего и да изыдет всякое благословение на наше начавшееся сопребывание. С сей минуты у нас и добро и зло общи, и это не на время только, но и на вечность; ибо сопребывание сие, хотя началось во времени и на время, но запечатлено характером, выходящим за пределы времени, потому что, будучи сопряжено со взаимными обязательствами, свыше определенными, и в день суда оно послужит в оправдание или осуждение наше. В этом довольно, кажется, побуждения к тому, чтоб ходить нам друг пред другом, как пред лицем Бога, со всем вниманием и добросердечием, со взаимными благожеланиями, в молитве друг о друге и во взаимном друг другу содействии, со страхом и трепетом свое спасение содевая.

Думаю, впрочем, что нет нужды раскрывать пред нами взаимные наши обязательные отношения. Вы уже не в первый раз вступаете в них; а мне позвольте напомнить о них себе самому про себя. Об одном только считаю нужным предложить вам с некоторою подробностию на первый раз, именно: начертать образ здравого учения христианского, которому надобно внимать, яко светильнику, сияющему во тьме человеческих мнений и заблуждений, и которому я буду следовать в моем посильном служении слову истины. Выслушайте, что исповедую, чему учить и веры во что искать буду по долгу пастырства, и по сему судите, кто наш и кто чужд нам, с кем общаться и кого убегать должно, чему следовать и чего удаляться надобно. Не новое что и не свое будет предложено, а то, что издревле предано нам, как св. закон веры и неизменное правило жизни. Так исповедую, что Бог, единый по существу, есть троичен в лицах – Отец, Сын и Дух Святый, и что сии Три не имена суть одного и того же лица и не названия разных действий того же лица; но три ипостаси единого Божества. Так исповедывать заповедала святая Церковь, так и буду учить и таковой веры буду искать от всех по долгу пастырства.

Исповедую, что сей Триипостасный Бог всесовершенный, по свободной воле Своей, без всякой внутренней или внешней какой-нибудь необходимости, в шесть дней, единым словом Своим сотворил мир сей, не изливаясь в мир и не сливаясь с ним, а пребывая в Себе целым и неизменным, хотя вездесущ есть и все исполняет. Так заповедует исповедывать св. Церковь, так и учить буду и такой веры по долгу буду искать от всех.

Исповедую, что всеблагий Бог, сотворив мир, не оставил его на произвол судьбы и не оковал узами неумолимой какой-то необходимости, как учит неверие и суемудрие; а с тою же свободою и властию, с какою сотворил его, с тою же и правит им и благостынно печется о всякой твари, паче же разумной, все свободно направляя к благим целям Своим, не стесняясь законами естества, которые сами суть не что иное, как выражение Его же воли, потому всецело подлежат Его свободному распоряжению и изменению там, где сего требует Его беспредельная премудрость. Так исповедывать заповедует святая Церковь, так буду учить и такой веры буду искать от всех.

Исповедую, что мы, будучи сотворены для всегдашнего общения с Богом и неизменного в Нем блаженства, в прародителях наших нарушением Его заповеди отпали от Него, навлекли на себя праведный гнев Его и подпали временному наказанию и вечному осуждению, и что потому всякое видимое и испытываемое, нами зло внутреннее или внешнее не есть естественное наше состояние или следствие нашей ограниченности, а есть прямой плод греха, наказание, только милостию Божиею обращаемое в очистительное нам орудие, под условием веры, покаяния и смиренной покорности воле Божией. Так исповедывать заповедует св. Церковь, так буду учить и такой веры буду искать от всех.

Исповедую, что движимый любовию Господь, не терпя, чтоб любимое Его творение – человек погибал в сем бедственном положении, благоволил низойти на землю, принять на Себя человеческое естество, страданием и смертию удовлетворить правде Божией, и, по воскресении, вознестись на небо, и, седши одесную Бога и Отца, снова открыть человеку свободный доступ к живому Богообщению.

Исповедую, что все восстановительные Божественные силы, яже к животу и благочестию, положены Господом во св. Его Церкви как единственной врачебнице нашей и действуют в ней Духом Святым, чрез св. таинства и другие освятительные учреждения, над всеми, с отверстым верою сердцем приступающими к ним,.. и что другого способа к принятию благодатных сил нет и быть не может, что бы ни замышляли и как бы иначе ни мечтали одуховляться некоторые мечтательные умы.

Исповедую, что всякому ищущему спасения нужно первее всего покаяться с решимостию не грешить более, хотя бы это стоило жизни; затем приступить к таинствам для получения благодати в укрепление слабых на добро своих естественных сил, далее идти посильно путем заповедей Христовых, среди всех освятительных учреждений и молитвований Церкви, существенно необходимых для возгревания в нас духа благодати, под влиянием подвигов самоотвержения к умерщвлению страстей, пока, наконец, достигнем в светлую область бесстрастия и чистоты, в сию меру возраста исполнения Христова.

Исповедую, что начавшие сим путем, вступая в общение с Богом, вступают вместе с тем и в общение с невидимым миром – ангелами и всеми святыми, прежде их Богу угодившими, и, прибегая к их заступлению, получают благовременную от них помощь, паче же всех от Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – всесильной нашей Заступницы и Ходатаицы.

Исповедую, что за грех первородный душа разлучится с телом действием смерти и пребудет в сем разделении до будущего воскресения и суда, – или питаясь надеждою вечного блаженства, если следовала во всем воле Божией, или томясь страхом вечных мук, если противилась заповедям Господним.

Все сие исповедую всею душею, всем сердцем и всем помышлением моим, потому что так исповедывать заповедует св. Церковь... Так и учить буду и такой веры буду искать от всех...

И вот я намеренно очертил вам все наше исповедание, чтобы возобновить в мысли вашей светлый лик веры нашей, указал путь, которым заповедано нам идти, и намекнул на те распутия, на которые уклоняются, иные по недостатку учения, другие по учености, худо направленной. И да избавит вас Господь от сих уклонений! Все изображенное мною не ново! Держитесь сей старой веры, как держались ее отцы наши, и за то оставили нам ясные следы своей богоугодности; от них же есть и так усердно чтимый вами и славимый всею православною Россиею Сергий Радонежский, которого ныне память совершается. Бегайте новин в делах веры и благочестия и блюдитеся от этих лживых пророков, которые приходят в одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы, – проразумевайте ложь, кроющуюся в привлекательных словах льстецов, ищущих растлить вас под видом доброжелательства.

Я разумею всех неправомыслящих и неправоходящих не по немощи, а по упорству, с желанием привлечь и других на свою сторону, – разумею...

не верующих во Св. Троицу и думающих, что Отец, Сын и Св. Дух не суть лица единого Божества, а суть имена одного лица;

отвергающих Божественное творчество и промыслительность и думающих, что мир со всеми в нем тварями самослучайно произошел и правится сам собою;

не верующих в падение человека и бедственное состояние наше иным образом объясняющих;

не верующих во св. Церковь как единую врачебницу, вмещающую в себе все восстановительные для нас силы, и св. ее таинства и освятительные средства считающих простыми обрядами без внутренней силы;

мечтающих освятительную силу Божией благодати получить каким-то сокровенным, невидимым способом, а не тем, какой предлагается св. Церковью;

не признающих нужными подвижничества и всех дел самоотвержения, льстя себя ложною надеждою совместить дух Христов с духом мира;

чуждающихся общения со святыми и презорливо отвергающих их ходатайство и заступление, равно как пагубные действия духов злобы поднебесных;

не признающих духовности души, ее бессмертия, будущего воскресения тел наших и вечного воздаяния всем нам по делам нашим;

явных и тайных нарушителей уставов св. Церкви Божией, не считающих нужным соблюдать посты, исповедываться, причащаться, не чтущих св. праздников и дней воскресных или, вместо должного их чествования, предающихся неразумным увеселениям и забавам;

с дерзким самооправданием не хранящих чистоты до брака и верности супружеской по браке; вымышляя, вместо Богом благословенного, иной какой-то способ сожития;

вообще всех, увлекающихся и увлекающих неукротимым своеволием в образе мыслей и правилах жизни.

Видите теперь, кто наш и кто не наш, на чьей стороне истина и где ложь. Уклоняйтесь, же от зла и творите благо. Св. ап. и ев. Иоанн Богослов, видя пагубу от появления лживых учителей в стаде Христовом, с одной стороны, возбуждал бдительность верующих, указывая на сие появление их, с другой – научал разузнавать лживость их учения внутренним духовным помазанием. Находясь несколько в подобных обстоятельствах, и мы обращаем к вам слова того же апостола: возлюбленные, не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть: яко мнози лжепророцы изыдоша в мир... (1 Ин. 4, 1). Ныне антихристи мнози быша... кои от нас изыдоша, но не быша от нас (1 Ин. 2, 18, 19). Спросите, как узнавать их и их учение? По начертанию истины, нами предложенному, или по мудрому правилу, предложенному св. Игнатием Богоносцем: держитесь законного пастырства и никогда не отпадете от истины. Ибо пастыри и учители даны Церкви Пастыреначальником и Главою Ее Господом – к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова... да не бываем младенцы, влающеся и скитающеся всяким ветром учения, во лжи человечества, в коварстве козней льщения (Еф. 4, 12, 14).

Бог же Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, да даст вам Духа премудрости и откровения, в познание Его: просвещенна очеса сердца вашего, яко уведети вам, кое есть упование звания Его, и кое богатство славы достояния Его во святых, и кое преспеющее величество силы Его в нас верующих по действу державы крепости его (Еф. 1, 17, 18, 19). Аминь.

5 июля 1859 года
При вступлении
на Тамбовскую кафедру 

Общий строй жизни, требуемой Православием,
как условие спасения

Осматривая храмы ваши, я видел нелестное усердие ваше приметаться к дому Божию и вашу готовность сердечно общиться со всем, что действуется и кем действуется в них. Это уже одно радует и свидетельствует о живой вере вашей. Но когда притом привожу себе на память преднамерения ваши – то обновлять обветшавшие храмы, то восстановлять упраздненные, но памятные еще обители – то не могу не сказать со апостолом: благодарю Бога моего Иисусом Христом, яко вера ваша так явно возвещается делами пред лицом всех, ведающих вас. Потому далее, желая, подобно тому же апостолу, преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, невольно должен ограничиться одним соутешением – верою общею, вашею же и моею (Рим. 1, 11, 12) и одним изъявлением благожеланий вам.

Так, Господь да благословит труды ваши и начинания ваши, да благоустроит ваше внешнее и да созиждет внутреннее. Верую, что сие сбудется по вере вашей. Ибо многомилостивый Господь не посрамит дел любви и упования вашего. Но вместе не могу скрыть опасений своих: не посмеялся бы враг над простотою веры вашей и, прикрывая распутия благовидностями, не уклонил бы вас на путь неправый, изображая его в уме вашем правым. В сем предположении обязанным считаю напомнить вам некоторые предостережения, годные, впрочем, везде и для всех.

1. В делах благочестия и в трудах Богоугодных не забывайте соразмерять со внешним и внутреннее. Внешнее – это дела, видимо для всех совершаемые; внутреннее – это невидимое для других, но тем не менее ведомое совести и видимое Всевидящему настроение ума и сердца, т. е. образ мыслей, расположений и чувств. Внешнее одно – это листья без плода или цвет без завязи – пустоцвет. Внутреннее одно – если оно возможно – подобно силе паров, неограничиваемых ничем и потому рассеивающихся в воздухе. То же и другое вместе есть древо благосенолиственное, полное жизненных соков и обильное плодами, веселящими взор всех. Таким образом, не молчанием только свидетельствуй всяк свое непротивление вере, но и в мыслях не содержи ничего, противного ей. Не о том одном заботься, чтоб языком не говорить задорных речей, но и от сердца гони всякое неприязненное чувство. Не телом только стой в храме, но и умом и сердцем предстой престолу Вышнего и пр. Где внутреннее не согласно с внешним, там качествует презрение, лицемерие и лицедейство. Господь да сохранит всех нас от сей заразы, губящей многих – многих! Часто мы по должности должны являться такими, какими не состоим по внутреннему нашему настроению. Но будет время, когда все сие приведется во вселенскую известность. И тогда похвала будет коемуждо не по тому, каким он кажется, но по тому, каков он есть в сердце. Это первое и главное!

2. Для вашего внутреннего поставьте законами: покорность ума – определениям догматов, покорность воли – заповедям Евангелия, покорность сердца – отрешенным надеждам и чаяниям благ в будущем. Много соблазнов уму от окружающего нас разномыслия и иномыслия или всеобщего почти порабощения суете; много соблазнов воле от окружающих нас примеров нехристианского жития в христианах; много соблазнов сердцу от рассыпаемых пред нами удовольствий мира, коими враг покушается затмить у сердца память о чаемом блаженстве вечном и привязать его к земле. Бороться со всем сим подобает особенно ныне, когда суемудрие ума возрастает, злые обычаи расширяются, и прелести мира богато размножаются. Не говорите: трудно одолеть себя и противостоять увлечениям со стороны других. Мы не одни. Близ Господь, Который сказал: дерзайте, яко Аз победих мир. Господь Сам есть премудрость наша, и сила, и утешение.

3. Для вашего внешнего поставьте законом устав св. Церкви. Вникните хорошо в сей устав, – и вы найдете, что им определяется наше поведение во всех, можно сказать, подробностях. Тут определены пища, труд, отдых, пребывание дома и в храме, дела дня и ночи и проч. Например, вы пришли в храм: уставом уже определено, как надо стоять вам в храме, т.е. тихо, не говорить, внимать поемому и читаемому, и проч. Еще: садитесь за стол – в уставе указано, что, когда можно вкушать вам; ныне, например, только постное. Пришел час сна: сказано уже, как должно отходить ко сну по-христиански, именно: помирись со всеми, исповедуй грехи свои, помолись и проч. Так и на всякое дело есть свое правило в Церкви. Христианину, члену Церкви, должно жить по-церковному, как воин живет по-воински. Ныне особенно настоит нужда напоминать о том часто: ибо многие уже христиане, увлекаясь суемудрием, знать не хотят устава Церкви, считая его ниже своего ранга, а себя выше его. Нет, братие, устав Церкви от Бога исходит. Кто ему не покоряется, тот Богу противляется. Св. апостолы, мученики и все святые, пожившие по чину Церкви и живот свой в нем положившие, суть свидетели того, что в нем ничего нет произвольного и суемудренного, а все с мудрою соразмерностью и сознанием нужды учреждено и возложено на всех как долг. Опыты всех не суть ли указания неотложности закона?

4. Так, учредив свое внутреннее и внешнее, не на трудах однако же своих, или своем напряжении, опирайтесь, – но всецело предавайте себя всеустрояющему благопопечению Божию. От Него чайте совершения, как от Него есть начало и продолжение. Без Него все ничто. Надо жертву устроить Богу из себя и дел своих. Призирающий на все Бог примет ее благосердно только тогда, когда она Ему посвящается. Кто замыкает свои дела в себе или в своем внешнем быте, тот напрасно губит время и труд. Здесь, может быть, еще какой-нибудь будет ему от этого плод, но не в будущем. Даждь Ми, сыне, твое сердце, говорит Господь (Притч. 23, 26). Сердце означает всего человека. Кто не отдает себя Богу, тот вне Бога. Кто вне Бога, тот вне истинной жизни и блаженства. Ужасает нас мрак и пустота. В том духе мрак и пустота, в котором не обитает Бог. Но как будет обитать Он в том, кто не предает себя Ему и всего себя Ему не посвящает? Предание сие есть отверстие сердца толкущему и ищущему входа в него Господу. Многим кажется, что они тем выше, чем самостоятельнее и независимее. Но тут лесть. От сего пал сатана, и всех сим увлекает в свое падение после первого удачного опыта над праотцем нашим. Приидите ко Мне, и Аз упокою вы, говорит Господь; а не сказал: и упокоевайте себя, как знаете...

Таким образом, в преданности Богу живите по уставу Церкви, в покорности догматам, заповедям и запрещениям Божиим. Соразмеряя таким образом ваше внутреннее с внешним, вы будете прославлять Бога в душах и телесах ваших, прославлять полным прославлением, за которое не лишит вас вечного прославления Тот, Кто Сам прославился у Отца после того, как прославил Его на земле. Аминь.

30 мая 1860 г.
В Липецком соборе 

Увещание стоять в православной истине,
несмотря на наплыв ложных воззрений

Се совершено последнее мое у вас служение, и последнее мое к вам обращаю слово. Недолго я наслаждался любовью вашею, но и за то благодарение приношу Господу и доброте вашей, за эти недолгие дни покойной среди вас жизни. Всеправящая десница Божия, сведши нас вместе, так сочетала души, что можно бы и не желать разлучения. Но как Тому же Господу угодно было так положить на сердце тем, в руках коих сии жребии перемен, то надобно благодушно покориться определениям Божиим. Ибо это и значит ввергать участь свою в руки Божии – самое безопасное хранилище и самое мощное носило. Потому, как сам я говорю, так и вас прошу произнести от сердца: буди воля Божия!

Аз убо теку по писанному о мне; вас же предаю Богови, и слову благодати Его, могущему наздати и дати вам наследие во освященных всех (Деян. 20, 32). Слово благодати ведомо вам. О чем и была наибольшая забота моя, как не о том, чтоб необинуясь сказать вам всю волю Божию (Деян. 20, 27)?

Благодарю вас от сердца, что за немощь плоти моей вы не уничижили немощного слова моего, но усердно внимали слышанному. Ваше внимание утешало и ободряло меня. И молю Господа, да сохранит Он в вас навсегда сии искренние ваши чувства к своим пастырям, коих свидетелем был и я в краткое время служения моего среди вас.

Вы ведаете, что никогдаже в словеси ласкания быхом к вам (1 Сол. 2, 5). Потому не заподозрите мою искренность, если приложу к вам слово Господа о внимательных к своему пастырю овцах, кои глас Его слышат... и по Нем идут, яко ведят глас Его (Ин. 10, 4). Но вместе не оскорбитесь, если изъявлю заботливое желание, да будет также всегда приложимо к вам и последующее слово Господа: По чуждем     идут, но бежат от него, яко не знают чуждаго гласа (Ин. 10, 5).

С сего священного места вы никогда не услышите чуждого гласа. Кем бы он ни был издаваем, но всегда будет глас Божий, глас Господа Пастыреначальника. Пастыря вам всегда будет воздвизать Господь по сердцу Своему: того послушайте.

Гласы чуждые идут отинуды. Вы их встретите на стогнах града, на вечерях веселия, в приятельской откровенности верхоглядной учености, а то и в открытой беседе лицемерного самохваления убеждением подозрительным, в возгласах немного думающей письменности, богатой на слова, в смелых заявлениях нездраво учившегося и нездраво ученого юношества, в притязаниях многовидевшей и многослышавшей космополитности, в требованиях худо понятых прав ума и свободы, – и не говорю уже о множестве всякого рода новизн заграничного всеведения.

Я вполне уверен, что вы не поддадитесь никаким кривотолкованиям. И напоминаю о сем только для того, чтоб в случае молчания не подумал кто, что бывает время, когда можно послабить лжи и отказаться от здравомыслия. Чаще приводите себе на память предостерегательные советы св. апостолов – о различии Духов, аще от Бога суть, об уклонении от суесловий и прекословии, о неувлечении лестью суетных словес и проч. Тверди бывайте, братие, и непоступни, чтоб и с места вас сдвинуть надежду всякую потеряли покушавшиеся на то.

Я не пророк, чтоб, подобно апостолу, мог сказать вам, что по отшествии моем внидут волцы тяжцы в вас, не щадящии стада, – или что – от вас самех востанут мужие глаголющии развращенная, еже отторгати ученики в след себе (Деян. 20, 29, 30). Всякое, однако ж, время и особенно нынешнее – таково, что никак не излишне предостеречь вас словами апостола: блюдитеся от псов... блюдитеся от сечения (Флп. 3,2). Исполняется уже то, что предвидел св. Петр: и в вас будут лживии учители, иже внесут ереси погибели, и искупльшаго их Владыки отметающеся, приводяще себе скору погибель. И мнози последствуют их нечистотам, ихже ради путь истинный похулится (2 Пет. 2, 1, 2). Пришло время, когда многие здраваго учения не послушают, но по своих похотех изберут себе учители, чешеми слухом (2 Тим. 4, 3). Сие то и побуждает меня просить вас, братие, не дети бывайте умы: но злобою младенствуйте, умы же совершении бывайте (1 Кор. 14, 20). Твердо храните преданное вам учение, уклоняяся скверных суесловий и прекословий лжеименнаго разума: о немже нецыи хвалящеся, о вере погрешиша (1 Тим. 6, 20, 21). Никтоже вас да льстит суетными словесы (Еф. 5, 6). Не ходите вслед других народов, кои, несмотря на хорошую о них молву, ходят в суете ума их, помрачени смыслом, суще отчуждени от жизни Божия, за невежество сущее в них, за окаменение сердец их (Еф. 4, 17, 18).

Если б кто, недоумевая, спросил: чего же нам держаться? – скажу вам то, что всегда говорил: возьмите православный катехизис, изучите его, напечатлейте в уме и сердце истолкованные там истины и держитесь их неуклонно. С сим не многословным, но многообъятным знанием вы будете просвещеннее всех просвещенных и мудрее всех мудрых, и смело отвергнете всякое учение, противное ему.

И сие есть преимущественное завещание, которое предаю вам, или паче повторяю завет св. Божией Церкви, всегда в ней хранимый и передаваемый из рода в род. Пусть лукавые человеки преуспевают на горшее, прельщающе и прельщаеми. Вы же, имея сей образ здравых словес, пребывайте в том, чему научены и что вверено вам (2 Тим. 1, 13; 3, 14), чтоб и когда не сый у вас, услышу, яже о вас, всегда мог я утешаться тем, яко истиною стоите во едином дусе, и единодушие сподвизающеся по вере благовествования, и не колеблющеся ни о едином же от сопротивных (Флп. 1, 27, 28).

Таковыми быть в отношении к вере молю вас. Относительно добродетели не требуете, да кто учит вас. В сем отношении я хотел бы сказать: пребудьте таковыми, какими преимущественно я знаю вас. Но, опасаясь недоумительных колебаний скромности вашей, приведу вам на память некоторые заключительные уроки апостольских посланий.

Молю убо вас, братие, словами апост. Павла к Римлянам, предоставите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше: и не сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего, во еже искушати вам, что есть воля Божия благая и угодная и совершенная (Рим. 12, 1, 2). Ненавидяще злаго, прилепляйтеся благому: братолюбием друг ко другу любезни: честию друг друга больша творяще: тщанием не лениви, духом горяще, Господеви работающе: упованием радующеся, скорби терпяще, в молитве пребывающе, требованием святых приобщающеся, страннолюбия держащеся. – Благословляйте гонящая вы: благословите, а не клените. Да будет вам радоватися с радующимися, и плакати с плачущими (ст. 9–15). Ни единому же зла за зло воздающе, помышляюще добрая пред всеми человеки. Аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте (ст. 17–18). Ни единому же ничимже должни бывайте, точию же любите друг друга (Рим. 13, 8). Не осуждайте: вси бо предстанем судищу Христову, где кийждо нас о себе слово даст Богу. Не ктому убо друг друга осуждаем: но сие паче судите, еже не полагати претыкания брату, или соблазна (Рим. 14, 10, 12, 13). Отложше лжу, глаголите истину кийждо ко искреннему своему: зане есмы друг другу удове. Гневайтеся и не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем. Трудитесь, делая своими руками благое, да имате подаяти требующему. Всяко слово гнило да не исходит из уст ваших: но точию еже есть благо к созданию веры, да даст благодать слышащим. И не оскорбляйте Духа Святаго Божия, Имже знаменастеся в день избавления. Всяка горесть, и гнев, и ярость, и клич, и хула, да возмется от вас, со всякою злобою (Еф. 4, 25–31). Блуд же и всяка нечистота и лихоимство ниже да именуется в вас, якоже подобает святым: и сквернословие, и буесловие, или кощуны, яже неподобная, но паче благодарение. Якоже чада света ходите... во всякой благостыни и правде и истине: искушающе, что есть благоугодно Богови. И не упивайтеся вином, в немже есть блуд: но паче исполняйтеся Духом: глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных: воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви (Еф. 5, 3–4; 8–10; 18–19). Над всеми же сими стяжите любовь, яже есть соуз совершенства: и мир Божий да водворяется в сердцах ваших, в оньже и звани бысте... Слово Христово да вселяется в вас богатно, во всякой премудрости, учаще и вразумляюще себе самех... и все, еже аще что творите словом или делом, вся во имя Господа Иисуса Христа, благодаряще Бога и Отца тем (Кол. 3, 14–17). Знайте труждающихся у вас, и настоятелей ваших о Господе, и наказующих вы: и имейте их по преизлиха в любви за дело их: мирствуйте в себе... Вразумляйте безчинныя, утешайте малодушныя, заступайте немощныя, долготерпите ко всем. Блюдите, да никтоже зла за зло кому воздаст: но всегда доброе гоните и друг ко другу и ко всем. Всегда радуйтеся. Непрестанно молитеся. О всем благодарите: сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас (1 Сол. 5, 12–18).

Прочее же, братие моя, елика суть истинна, елика честна, елика праведна... елика доброхвальна, аще кая добродетель и аще кая похвала, сия помышляйте... И Бог мира будет с вами (Флп. 4, 8, 9).

Это вторая половина завещания моего. Остается приложить и к вам слова апостола Павла, сказанные им возлюбленному ученику своему Тимофею: засвидетельствую пред Богом, и Господем Иисус Христом, и избранными Его Ангелы, да сия сохраниши без лицемерия, ничесоже творя по уклонению (1 Тим. 5, 21).

Хочу верить, что и сохраните. Но будущее кто ведает и изменение сердца человеческого кто предугадать может? Почему в моих благожеланиях вам, не имея сил утвердить неизменность в вас ваших добрых расположений и не ведая, чем предотвратить могущие произойти в вас случайные изменения, обращаюсь к самому надежному средству – Божией помощи, покрову и заступлению. Предаю вас Богови и слову благодати Его, могущему наздати и дати вам наследие во освященных всех. Сам Бог мира да освятит вас всесовершенных во всем: и всесовершен ваш дух и душа и тело непорочно в пришествие Господа нашего Иисуса Христа да сохранится (1 Сол. 5, 23). Сего ради преклоняю колена моя ко Отцу Господа нашего Иисуса Христа... да даст вам по богатству славы Своея, силою утвердитися Духом Его во внутреннем человеце, вселитися Христу верою в сердца ваша... да исполнитеся во всяко исполнение Божие (Еф. 3, 14, 16, 17, 19).

Когда так будет в вас, обретено будет вами Царство Божие, которое внутри вас. А когда обретете сие царство, всяк соделается обладателем и того, что прилагать Господь обетовал ищущим и обретающим его, говоря: ищите прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам. Да приложит убо вам Господь счастье на счастье, довольство на довольство, здоровье на здоровье. Да благословит домы ваши, и чад, и домочадцев ваших. Да благопоспешит вам во всех делах и начинаниях ваших; воздуха благорастворение и земли плодородие да подаст и всякою милостию Своею да обогатит вас на всех путях жизни вашей.

Остается сказать и еще одно слово: простите. Вы ведаете, каков я был у вас. По мере сил моих я заботился являть себя исправным, но как человек мог ошибаться и падать. Простите Господа ради, если кого оскорбил чем, онеправдовал или соблазнил. Некогда все мы предстанем пред судилищем Христовым и должны будем дать отчет за сей, хотя краткий, срок наших взаимных отношений. Очистим убо себе взаимным всепрощением. Простите меня, а мне и прощать некого и нечего, ибо кроме добра ничего не видел от вас и в вас.

Прошу не оставлять меня и в молитвах ваших к Господу, да поможет мне новое поприще без порока прейти, неискушенну от злых.

Приимите, наконец, от меня и обычное, но многознаменательное благословение: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца и общение Святаго Духа буди со всеми вами (2 Кор. 13, 13). Аминь.

18 августа, 1863 года.
На прощание с тамбовскою паствою