О жительстве в послушании у старца

Дата публикации Неизвестный
17 августа 2022 Неизвестный

То, что сказано об отшельничестве и затворе, должно сказать и о послушании старцам в том виде, в каком оно было у древнего монашества: такое послушание не дано нашему времени. Преподобный Кассиан Римлянин говорит, что египетские Отцы, между которыми особенно процветало монашество и приносило изумительные духовные плоды, "утверждают, что хорошо управлять и быть управляемым свойственно мудрым, и определяют,что это - величайший дар и благодать Святаго Духа". Необходимое условие такого повиновения - Духоносный наставник, который бы волею Духа умерщвлял падшую волю подчинившегося ему о Господе, а в этой падшей воле умерщвлял и все страсти. Падшая и растленная воля человека заключает в себе стремление ко всем страстям.

Очевидно, что умерщвление падшей воли, совершаемое так величественно и победоносно волею Духа Божия, не может совершаться падшею волею наставника, когда сам наставник еще порабощен страстям. "Если хочешь отречься от мира, - говорил святой Симеон,Новый Богослов, современным ему инокам, - научиться евангельскому житию... То не предай (не поручи) себя неискусному или страстному учителю, чтоб не научиться,вместо евангельского жития, диавольскому житию: потому что благих учителей и учительство благое, а злых - злое; от лукавых семян непременно произрастают и лукавые плоды. Всякий невидящий и обещающий наставлять других, есть обманщик, и последующих ему ввергает в ров погибели по слову Господа: Слепец же слепца аще водит, оба в яму впадут (Мф. 15,14)" . При другом случае этот великий угодник Божий, советуя иноку действовать по указанию духовного отца, присовокупляет: " однако да поступает так только в том случае, когда знает, что духовный отец его - причастник Духа, что он не будет говорить ему противоположного воле Божией, но по дарованию своему и по мере повинующегося, возглаголет угодное Богу и полезное для души, чтобы не оказаться повинующимся человеку, а не Богу ( Деян. 4, 20)". В этом смысле завещавает и апостол: не будите раби человеком (1 Кор. 7, 23). Он повелевает самое служение слуг господам совершать духовно, а не в характере человекоугодников, но в характере рабов Христовых, творя волю Божию в наружном служении человекам ( Эфес. 6, 6). Ныне, говорит Апостол, человеки препираю или Бога? или ищу человеком угождати? аще бо бых еще человеком еще угождал, Христов раб не бых убо был ( Гал. 1, 10). Не весте ли, яко емуже представляйте себе рабы в послушание - человеку плодского мудрования или Богу - раби есте, егоже послушаете, или греха и плодского мудрования в смерть, или послушание в правду Божию и во спасение ( Рим. 6, 16).

Послушание образует повинующегося по образу того, кому он повинуется: зачинаху овцы по жезлом, говорит Писание ( Быт. 30, 39). Те старцы, которые принимают на себя роль... употребим это неприятное слово, принадлежащее языческому миру, чтобы точнее обьяснить дело, которое в сущности ни что иное, как душепагубное актерство и печальная комедия - старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований, доведуют, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании - послушании суть ложные, что самый их образ мыслей,их разум, их знание суть самообольщение и бесовская прелесть, которая не может не дать соответствующего себе плода в наставляемом ими. Их неправильное и недостаточное настроение только в течении некоторого времени может оставаться незаметным руководимому ими неопытному новоначальному, если это новоначальный сколько-нибудь умен и занимается святым чтением с прямым намерением спасения. В свое время оно должно непременно раскрыться и послужить поводом к неприятнейшей разлуке, к неприятнейшим отношениям старца с учеником, к душевному расстройству того и другого. Страшное дело - принять, по самомнению и самовольно, на себя обязанности, которые можно исполнять только по велению Святаго Духа и действием Духа; страшное дело представлять себя сосудом Святаго Духа, между тем как общение с сатаною еще не расторгнуто, и сосуд не перестает оскверняться действием сатаны. Ужасно такое лицемерие и лицедейство! Гибельно оно для себя и для ближнего, приступно пред Богом, богохульно.

Напрасно будут нам указывать на преподобного Захарию, который, находясь в повиновении у неискусного старца, отца своего по плоти, Кариона, достиг иноческого совершенства, или на преподобного Акакия, спасшегося в жительстве у жестокого старца, который согнал бесчеловечными побоями ученика своего преждевременно в гроб. Тот и другой находились в послушании у недостойных старцев, но руководствовались советами Духоносных Отцов, так же назидательнейшими примерами, которые были во множестве пред очами их: единственно по этой причине они могли пребывать в наружном послушании у своих старцев. Эти случаи - вне общего порядка и правила. " Образ действия промысла Божия, - сказал святой Исаак Сирский, - вполне отличается от общечеловеческого порядка".

Возразят: вера послушника может заменить недостаточество старца. Неправда: вера в истину спасает, вера в ложь и бесовскую прелесть губит, по учению Апостола. Любве истины не прияша, говорит он о произвольно погибающих, во еже спастися им. И сего ради послет ( попустит ) им Бог действа льсти, во еже веровати им лжи, да суд приимут вси неверовавшии истине, но благоволившии в неправде ( 2. Сол. 2, 10-12). По вере ваю буди вама ( Мф. 9, 29 ), сказал Господь, Само-Истина, двум слепцам,и исцелил их от слепоты: не имеет права повторять слов Само-Истины ложь и лицемерство для оправдания своего преступного поведения, которыми они погубляют ближних. Бывали случаи, очень-очень редкие, что вера, по особенному смотрению Божиему, действовала через грешников, совершая спасение этих грешников.

В Египте старейшина разбойников Флавиан, намереваясь грабить некоторый женский монастырь, облекся в монашеское одеяние и пришел в этот монастырь. Монахини приняли его, как одного из Святых отцов, ввели в церковь, прося принести о них молитву Богу, что Флавиан исполнил против воли своей и к удивлению своему. Потом представлена ему была трапеза.По окончании трапезы монахини умыли ему ноги.В монастыре одна из сестер была слепа и глуха. Монахини привели ее и напоили водой, которой омыты ноги странника. Больная немедленно исцелилась. Монахини прославили Бога и святое житие странного инока, провозглашая совершившееся чудо. Благодать Божия низошла на старейшину разбойников: он принес покаяние, и из старейшины разбойников претворился в знаменоносного отца.

В житии святого Феодора, епископа едесского, читаем, что блудница, будучи принуждена отчаянною супругою Адера, принесла богу молитву о умершем ее сыне, что младенец воскрес по молитве блудницы. Блудница, приведенная в ужас совершившимся над нею, немедленно оставила греховную жизнь, вступила в монастырь, и подвижническою жизнию достигла святости.

Такие события - исключения. Созерцая их, мы поступим правильно, если будем удивляться смотрению и непостижимым судьбам Божиим, укрепляться в вере и надежде; поступим очень правильно, если будем эти события принимать в образец подражания. В руководителя поведению нашему дан нам Самим Богом Закон Божий, то есть, Священное Писание и писания Отеческие. Апостол Павел решительно говорит: Повелеваем же вам, братие, о имени Господа нашего Иисуса Христа, отлучатися вам от всякого брата, безчинно входяща, а не по преданию, еже прияша от нас ( 2 Сол. 3, 6 ). Преданием здесь названо нравственное предание Церкви. Оно изложено в Священном Писании и в писаниях Святых Отцов. Преподобный Пимен Великий повелел немедленно разлучаться со старцем, сожительство с которым оказывается душевредным, очевидно по нарушению этим старцем нравственного предания Церкви. Иное дело, когда нет душевного вреда, а только смущают помыслы: смущают помыслы, очевидно, бесовские; не надо им повиноваться, как действующим именно там, где мы получаем душевную пользу, которую они хотят похитить у нас.

Иноческое послушание, в том виде и характере, как оно проходило среди древнего монашества, есть высокое духовное таинство. Постижение его и полное подражание ему соделались для нас невозможными: возможно одно благоговейное благоразумное рассматривание его, возможно усвоение духа его. Тогда мы вступим на путь правильного суждения и душеспасительного благоразумия, когда, читая опыты и правила делания древних Отцов - послушание их, равно дивного и в руководителях, и в руководимых - увидим современности общий упадок христианства, сознаемся, что мы не способны наследовать делание Отцов в полноте его и во всем изобилии его. И то - великая милость Божия к нам, великое счастье для нас, что предоставлена нам питаться крупицами, падающими с духовной трапезы Отцов. Эти крупицы не составляют собою удовлетворительной пищи, но могут, хотя не без ощущения нужды и голода, предохранить от душевной смерти.