Один Бог, одна вера, одно крещение

Нередко, нам, членам Российской Православной Церкви, приходится слышать упрек в том, что наши иерархи слишком строго подходят к приему в Церковь еретиков – совершая крещение даже над теми людьми, которые были крещены в еретических сообществах (МП) внешне правильно (трех-погружательно). Про обливательное крещение которое не соответствует священным правилам вроде все ясно – это ни какое не крещение, но вот почему в нашей Церкви крестят правильно погруженных? Постараемся на это объективно ответить.

Для начала выясним, что говорится о крещении и чиноприеме в церковной традиции, сформировавшейся в константиновскую и последующие эпохи Имперской Кафолической Церкви. Как известно, впервые этот вопрос подробно был разобран Свт. Василием Великим в его 1 Правиле, где он показал принцип применения икономии по отношению к присоединяющимся к Православной Церкви: тех, кто крестился во имя Св. Троицы, принимали через миро или же отречение от ереси, а тех, у кого вера в Троицу была совершенно искажена – через крещение.

Подобным образом рассудил и Карфагенский Собор относительно распространенного в то время донатистского движения: «Нарекание прежняго заблуждения не должно быти препятствием принятию их в в чин клира, когда они приступив к вере, истинную церковь признали своею, и, в ней уверовав во Христа, приняли таинства Троицы, которыя, как явно есть, все истинны и святы и Божественны, и на которых утверждается все упование души, не смотря на то, что предварившая дерзость еретиков, безразсудно стремилась нечто предати противное, под именем истины. Сие просто, как учит святый апостол, глаголя: един Бог, едина вера, едино крещение (Ефес.4,5), и то, что единожды преподавати должно, не позволительно вновь воспринимати. Сего ради по предании анафеме имени заблуждения, возложением руки, да приемлются в единую церковь...». Несмотря на то, что отцы не признавали таинств вне Церкви, относительно крещения они рассудили, что оно не повторяется, когда оно было совершено в три погружения как «таинство Троицы».

Что послужило поводом к принятию еретиков без крещения, мы поговорим немного позже. Теперь же мы считаем нужным показать, что первенствующая Кафолическая Церковь крестила всех еретиков, как это видно из 46 правила Св. апостол, которое говорит: «Епископов, или пресвитеров, принявших крещение или жертву еретиков, извергать повелеваем. Какое согласие Христа с велиаром, или какая часть верному с неверным?».

Святой Киприан, епископ Карфагенский, о крещении еретиков пишет так: «Я не знаю, каким предубеждением руководствуются некоторые из товарищей наших, думающие, что тех, которые приняли погружение у еретиков, когда они к нам приходят, не должно крестить, потому что, как они говорят, крещение одно. Оно одно потому, что церковь одна, и вне церкви крещение не возможно… Кто своим удостоверением представляет им это право тот уступает и соглашается, что враг и противник Христов имеет, по-видимому, власть омывать, очищать и освящать человека» (твор. его, ч. 1, стр. 325, пис. 58). «Пусть также никто не говорит: мы следуем тому, что приняли от апостолов. Апостолы предали нам Церковь только одну и крещение также одно и именно то самое, которое установлено в той самой церкви, и мы не находим ни одного примера, чтобы кого-нибудь, крещеннаго у еретиков, апостолы приняли в общение в том же самом крещении, и таким образом показали, что они одобряют и крещение еретиков» (стр. 339). «И так любезнейший брат, дознавши и усмотревши ясно истину, будем соблюдать и держаться того правила, чтобы всякаго, от какой бы кто ереси ни обращался к церкви, крестить единственным и законным крещением церкви, исключая тех, кои прежде уже крещены были в церкви и крещенными перешли к еретикам» (стр. 360).

Данные цитаты из апостольскаго и святоотеческого учения ясно и определенно говорят, что у еретиков нет спасительного крещения, и древняя Церковь до вселенских и поместных соборов принимала их, без разделения на три чина, чрез святое крещение. Взгляд Святой Церкви на значение еретического крещения остался один и тот же, как в эпоху вселенских и поместных соборов, так и в последующие времена.

Строго держась такого принципиального определения о еретическом крещении, Православная Церковь признала нуждающимся в святом крещении еретиков 2-го чина: новатиан, фотиниан и четыренадесятников в виду возникновения у них более злокачественных ересей, как это видно из толкования Аристина 7-го правила Лаодикийскаго Собора, гласящаго: «Сии еретики принимаются Церковию, когда проклинают, как прочия ереси, так и свою, и только помазаются святым миром. Новатиане и четыренадесятники и фотиниане имеют нужду в святом и спасительном крещении потому именно, что глава их Фотин возобновил многия ереси».

Как видим, прием еретиков без крещения допускалось Церковью не потому, что у них признавалось благодатное крещение, неподлежащее повторению. Конечно же нет! Эта практика допускалась лишь как временная мера. Став официальной религией Римской Империи Православная Церковь, будучи защищенной от ересей мечом христианского Императора, смогла позволить себе применять икономию к некоторым еретикам.

Надеемся что, данные доводы смогут убедить всех сомневающихся, в том, что совершаемое еретиками крещение, хотя бы и в три погружения, является безблагодатным, а потому оно, в сущности, и не крещение, повторять которое над приходящими в истинное Православие нет никакой опасности, ибо такой способ приема практиковался древнею Церковью. Российская Православная Церковь приняла соборное решение вернуться к этой изначальной практике так как, по сути, оказалась в положении первенствующей Церкви, в агрессивном еретическом, языческом и безбожном окружении, лишенная поддержки христианского государя.