О так называемом перекрещивании
Строго говоря, никакого перекрещивания быть не может. Ведь сказано - «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4:5). И в Символе Веры, принятом 1-м Вселенским Собором мы читаем - «во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов». Так, крещение – одно, единственное.
Однако в Русской Православной Церкви Заграницей получило распространение крещение взрослых людей, пришедших в РПЦЗ из других церковных объединений, и, в частности, из Московской патриархии. Эту практику принято называть перекрещиванием. Но ведь мы с самого начала установили, что невозможно крестить крещеного. Неужели зарубежные священники, грубо нарушая Священные Каноны, перекрещивают людей? Нет. Никаких нарушений нет, как и нет никакого перекрещивания. Постараемся ниже привести каноническое обоснование для крещения приходящих в РПЦЗ из других церквей, с которыми у нас нет общения.
Апостольское Правило 46-е гласит - «Епископа, или пресвитера, пріявшихъ крещеніе или жертву еретиковъ, извергати повѣлеваемъ. Кое бо согласіе Христови съ веліаромъ; или кая часть вѣрному съ невѣрнымъ» (Кор.6:15). В пояснении к этому правилу Еп. Никодим Милаш пишет - «По учению Церкви, каждый еретик находится вне Церкви, а вне Церкви не может быть истиннаго христианского крещения, ни истинной евхаристической жертвы, как и вообще истинных Св. таинств. Настоящее Ап. Правило и выражает это учение, ссылаясь при этом на Св. Писание. Другими словами, крещение еретиков – не крещение вовсе».
Следующее же 47-е Правило дополняет - «Епископъ, или пресвитеръ, аще по истинѣ имѣющаго крещеніе вновь окреститъ, или аще отъ нечестивыхъ оскверненнаго не окреститъ: да будетъ изверженъ, яко посмѣвающійся Крѣсту и смерти Господней, и не различающій священниковъ и лжесвященниковъ».
В этом правиле мы видим сначала предупреждение о том, что неприемлемо крестить уже истинно крещеных, но равно преступно не крестить тех, кто был «крещен» еретиками. Весьма примечательно строгое указание на необходимость различать священников и лжесвященников. Уже в апостольское время были лжесвященники, которые «крестили» людей, и таких «крещеных» требовалось крестить. Отметим, что в правиле не упоминается чин крещения (порядок, обрядовая форма), и вообще какие-либо детали; речь идет о всяких еретиках, независимо от глубины их заблуждений.
Итак, разве не обязаны Зарубежные священники крестить тех, кто пришел к нам из церквей, с которыми мы не имеем общения? Ведь, если мы не имеем общения, то это почти во всех случаях из-за того, что между нами нет единомысленного исповедания. Если наше исповедание отличается, то православное сознание заставляет нас признать их путь пагубным, не ведущим ко спасению, что и является ересью - «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2. Петр. 2:1). Невозможно исповедывать Христа по-разному, так как Он нам Себя явил и через Свое пришествие дал нам четкий, недвусмысленный свой образ. Иначе, о каких лжеучителях говорит апостол Петр? Или каких лжесвященников призывают остерегаться Апостольские Правила? Церковь в своей духовной сущности осталась неизменной – едино сердце.
Если к нам приходят, то по большей части из Московской патриархии. Еще до ее основания в 1943 году, когда местоблюстителем патриаршего престола был митрополит Сергий Страгородский, Зарубежная Церковь перестала иметь с последним и его иерархией всякое общение. В связи с этим написано немало, и наша записка не вместит доскональное разбирательство ересей, в которые впали митр. Сергий и его последователи. Об этом в 1986 году довольно емко и однозначно высказался последний Первоиерарх РПЦЗ блаженнейший митрополит Виталий - «…Все возглавление Московской патриархии в своем последовательном, намеренном и добровольном стоянии в продолжении 63-х лет в сергианстве, а затем и в экуменизме, настолько сроднилось с этими двумя ересями, что перестало быть способным возродиться и вернуться к корням истинного Православия…».
Можно лишь добавить, что за двадцать лет, прошедшие после написания этих слов, Московская патриархия не только не отвергла свои заблуждения и не покаялась в них перед Богом и своей паствой, но усугубила свое и без того плачевное положение кощунственным «прославлением» Новомучеников Российских, когда не были упомянуты такие исповедники, как митрополит Иосиф Петроградский, но были внесены соглашатели-сергиане, попавшие в жернова той мельницы, на которую сами же лили воду. Известно, что мы никогда не признавали МП церковью, а таинства их освященными.
Но мы принимали их священников в сущем сане? - возразит скрупулезный критик. На это можно ответить, что принцип снисхождения (икономии) ради пользы Церкви употреблялся во все времена. В этом нет ничего нового или предосудительного, если употреблять его в исключительных случаях, ставя во главу церковную пользу. В остальных случаях нужно рассматривать все деяния и таинства МП как не бывшие, тем более, если принять в расчет события последних лет – «…время обнимать, и время уклоняться от объятий» (Эккл. 3:5).
Некоторые более поздние Канонические Правила вносят уточнение о том, как каких еретиков следует принимать. 95-е правило Шестого Вселенского Собора, например, разделяет тех, кого следует лишь миропомазать, кого просто крестить, а кого принимать как язычников – с оглашением и проч. Однако, сергианство и экуменизм не идут ни в какое сравнение со «менее пагубными» ересями, ибо первое грешит против Догмата о Церкви, вверяя Ее не в Божии руки, но в человеческие, а второе оправдывает вообще любую ересь.
Так что, приходящих в Зарубежную Церковь из Московской патриархии, а равно и из других церквей, имеющих с этой патриархией общение (и таким образом, соучаствующих во всех ее ересях), наши священники не только могут, но Священными Канонами обязаны крестить.
До сих пор мы говорили только о сугубо внутренней сущности вопроса, не касаясь внешней, обрядовой стороны. Апостольское Правило 50-е в этой связи гласит – «Аще кто, Епископъ, или пресвитеръ, совершитъ не три погруженія единаго тайнодѣйствия, но едино погруженіе, даемое въ смерть Господню: да будетъ изверженъ. Ибо не реклъ Господь, въ смерть мою крестите, но: шедше научите вся языки, крестяще ихъ во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Не мало найдется свидетелей того, что в МП и по сей день, распространена практика даже не единократного погружения, но вовсе - опрыскивания. Нужно ли говорить, что такое «крещение» нельзя признать верным, даже если закрыть глаза на приведенные выше рассуждения о ересях?
Далее, порой можно услышать рассуждение следующего порядка - «меня крестили в детстве, бабушка носила куда-то. Может, и к истинному священнику - я не знаю». А кто знает? Как поступать в таком случае, однозначно говорит Правило 84-е Шестого Вселенского Собора - «Послѣдуя каноническимъ постановленіямъ отецъ, опредѣляемъ и о младенцахъ: каждый разъ, когда не обрѣтаются достовѣрные свидѣтели, несомнѣнно утверждающіе, яко крещены суть, и когда сами они, по малолѣтству, не могутъ дати потребный отвѣтъ о преподанномъ имъ таинствѣ, должно безъ всякого недоумѣнія крестити ихъ: да таковое недоразумѣніе не лишитъ ихъ толикою святынею».
Буквально слово в слово звучит и 83-е Правило Карфагенского Собора. Оба эти правила говорят о том, что, если человек сам не помнит, как его крестили, и нет тому достоверных свидетелей, то нужно человека крестить, чтобы по недоразумению он не был лишен освящения. Также и приснопамятный митрополит Виталий говорил, что православный человек должен точно знать о своем крещении. Сколько же таких, которых «кто-то, где-то, когда-то, как-то крестил»? В соответствии со Священными Канонами Православной Церкви всякому, кто точно не знает, что был крещен и был крещен правильно, необходимо креститься.
Мы взялись написать этот маленький обзор Канонов, связанных с крещением и т. н. перекрещиванием, потому что у многих этот вопрос вызывает сильные сомнения и искушения. Временами мы даже слышим резкую критику в адрес «перекрещивающих» священников. Однако, как мы показали выше, всякому, приходящему в Русскую Зарубежную Церковь, сохранившую православное исповедание неповрежденным, необходимо крепко задуматься о крещении. Подчеркнем, что мы не призываем бездумно лезть в купель, однако подумать и честно оценить свое положение – необходимо. Если у кого-то возникают сомнения, то нужно обратиться с вопросом к батюшке. Ведь речь идет не о соблюдении формальностей, а о величайшем Таинстве Церкви Христовой, значит, и о спасении души. Спасение же наше лежит в возвращении к нашему Творцу, через Господа Иисуса Христа - «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ін. 14:6). «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Ін. 10:9). Только во Христа облекшись можно найти спасение, и если Христос – Истина, можно ли помышлять о спасении, не имея истинного крещения?