Рождественское Послание Архиепископа Запорожского и Малороссийского Иоанна

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ
Архиепископа Запорожского и Малороссийского ИОАННА

 

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет
разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся,
Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока:
Господи, слава Тебе. (Тропарь Рождества Христова)

 

Христос Раждается – славите Его!

Дорогие о Господе отцы, братья и сестры - пастыри, и чада Украинского Экзархата Российской Православной Церкви!

От всей души поздравляю Вас с Праздником Рождества Христова – событием венчающим Воплощение и Вочеловечение Сына Божия, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Святой Апостол и евангелист Иоанн Богослов, повествуя о Домостроительстве спасения и искупления рода человеческого сошествием с Небес на землю Бога Слова, обращает к нам следующие слова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его ... Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца ... И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1, 1-5, 9-14, 16, 17).

Каждый человек, приходящий рождением своим в этот мир, является чадом своего, какого-то определённого народа. Он приходит в уже сложившееся человеческое сообщество, с присущими этому сообществу исторически сложившимися в нем мировоззренческими представлениями, культурными, этническими и религиозными традициями и воззрениями, носящими на себе, как и всё присущее падшему естеству человека, печать греховного помрачения и заблуждения, уводящего его от Божественной истины. И на протяжении всей своей жизни человек впитывает это греховное помрачение и заблуждение. Он преумножает его, и передаёт затем своим потомкам, и новым поколениям людей, пришедшим вслед за ним. И в этой бесконечной эстафете заблуждений, человечество не только не поддаёт сомнению все греховные начала своего бытия, но напротив, считает их «мудростью поколений», пришедшей «из глубины веков», и дорожит ими, как основой своей религиозной, культурной и национальной идентичности. Совершая мерзости свои перед истинным Богом, целые народы пребывают в уверенности, что поступки их есть высоконравственными и ими они угождают тем идолам и бесам, которых в греховной слепоте своей они считают богами своими.

Даже богоизбранный народ Божий, – потомки Авраама, Исаака и Иакова, – в периоды отпадения своего от веры во Единого Истинного Бога, движимые свои падшим естеством, его лукавыми чувствованиями, пожеланиями и мудрствованием, принимали верования окружавших их народов и принимали участие в творимых ими мерзостях.

«Они прилепились к Ваалфегору и ели жертвы бездушным … И прогневали [Бога] у вод Меривы … Не истребили народов, о которых сказал им Господь, но смешались с язычниками и научились делам их; служили истуканам их, [которые] были для них сетью, и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, - и осквернилась земля кровью; оскверняли себя делами своими, блудодействовали поступками своими» (Пс. 105, 28, 32, 34-39).

Если даже богоизбранный народ, сообщаясь с язычниками, периодически впадал в откровенное служение греху, то власть греха над самими языческими народами была абсолютной. Из поколения в поколение власть греха лишь всё больше и больше возрастала. Казалось, что злу, насилию и неправде на земле не будет конца.

И этому буйству и торжеству греха никто из земных людей не в состоянии был положить предел. Каждый человек уже от рождения имел на себе печать первородного греха, являясь его носителем и совершителем. Ни одно дело производимое человеком не было свободно от греховного искажения и осквернения. А потому нигде на земле не могло быть найдено то средство, которое могло бы возвести человека в первозданное безгрешное его достоинство.

Однако всеблагой промысел Божий ещё в начале веков, при изгнании Адама с Евой из Эдемского сада, положил им обетование о будущем пришествии в мир Спасителя и Искупителя, которому надлежит расторгнуть довлеющую над человеком власть греха, проклятия и смерти. Обетование это исполнилось в ту Вифлеемскую ночь, когда Пречистая Дева Мария с Иосифом обручником, не найдя приюта в самом городе, в который они следуя повелению кесаря Августа прибыли записываться, вынуждены были укрыться в вертепе. Там, в этом отдаленном и сокровенном от суеты мирской месте Пречистая Дева «и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2, 7).

В мир, Рождеством Своим, вошел его Небесный Царь. Вошел Он не в блистании молний и не в раскатах грома, не в сотрясении неба и земли, а в образе кроткого и незлобивого младенца. И лишь явление Ангела со многочисленным воинством небесным, славящим Бога, пастухам, которые в той стране содержали ночную стражу у стада своего, и слова Ангела о том, что «ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2, 11), ознаменовали Его Небесное Царское достоинство.

Так внешне неприметно для большинства людей вошел в мир Бог Слово.

Мир же был занят своей суетой, и продолжал свою жизнь по законам греха. А между тем, в деревянных яслях смиренно и кротко, спеленатый Матерью Своею лежал тот «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1, 9). Тот Свет истинный, который «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин. 1, 12, 13).

В эту тихую Вифлеемскую ночь свершилось древнее обетование Божие о пришествии в мир его Спасителя и Искупителя. И «Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1, 14).

Воплощением и Рождеством Своим от Приснодевы Марии, Бог Слово, Господь наш Иисус Христос, «верующим во имя Его» не только «дал власть быть чадами Божиими», но и стать причастниками жизни сокровенной в Нём Самом, жизни, не временной и преходящей, но вечной и бесконечной, ибо «от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Ин. 1, 16).

Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов, говоря о полноте благодати, принятой от Христа верующими во имя Его, сосредоточивает наше внимание на существенном моменте принесенного Рождеством Христовым спасения человечеству.

Спасает нас Господь не за «праведность» нашу, не за наше «богоугодное житие», хотя, конечно, и к праведности стремиться надо, и житие свое богоугодно необходимо стремиться проводить. Спасает нас Господь единственно по благоутробию Своему и человеколюбию.

Однако, вспомним, кто был любимым учеником и апостолом Христовым?

Это был Иоанн Богослов!

А почему?

Да потому, что он сам больше всех иных апостолов любил Христа. И не только больше всех, но и чище всех.

Все иные апостолы, до Сошествия на них Духа Святого, по своей тогдашней непросвещённости, видя во Христе лишь будущего земного царя, земного еврейского государства, в той либо иной мере, в свои взаимоотношения с Господом вносили планы на достижение своих земных человеческих целей. Тем самым они вносили в чистоту своей любви ко Господу и налет свойственного падшему человеческому естеству плотского мудрования. Примером тому может служить беседа апостола Петра со Христом, окончившаяся словами Господа: «отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16, 23).

Апостол же Иоанн Богослов ничего корыстного, либо земного от Христа не ожидал, он любил Его ради Него Самого, как любят воздух, свет, свободу и жизнь. Он любил Христа искренней детской любовью. Потому-то он и был тот апостол и ученик, «которого любил Иисус» (Ин. 13, 23).

Сам Господь говорит нам об этом чистом и детском отношении к Себе: «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3).

Ничто из дел наших без любви нас к Нему Самому не привлечет к нам любви Христовой и спасения нашего сокровенного в ней. Никакие дела наши, сколь бы богоугодными они не казались в глазах наших, никакая «правда», которая, как нам кажется, достигается нами в поступках наших, не привлечет благодати Христовой к нам без нашей к Нему любви.

Однако любовь от «любви» разнится.

Нередко бывает, что путает человек любовь к самости своей и своему мнению, которое есть второе падение, и которое считает он, в самомнении своем, «правдой Христовой», с истинной любовью ко Христу.

«Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4, 20, 21). Вот что говорит о такой «любви» Иоанн Богослов.

И напротив, «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13, 4-8). Вот критерий истинной любви, данный нам святым Апостолом и Евангелистом Иоанном Богословом.

Пребывание в такой любви и есть пребывание во свете Христовой истины, – пребывание со Христом и во Христе. Ибо не внешнего, умозрительного и теоретического знания законов и заповедей Божьих от нас требует Господь, и не принудительного исполнения их из страха наказания, а того, чтобы они соделались естеством нашим и заменили собою в нас тот греховный закон, который получили мы при рождении нашем, и те греховные навыки, которые приобрели мы на протяжении всей жизни нашей.

Именно об этом, внутреннем и благодатном усвоении нашему естеству света Христовой истины, принесенной человечеству Воплощением и Рождеством Сына Божия, и провозвестил Господь устами пророка Иеремии: «вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его» (Иер. 31, 33).

А о подлинном исполнении этих обетований на себе самом, удостоверяет нас Святой Апостол Павел, говоря: «и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20).

В свою очередь, свидетельствуя о спасительном действии света Христовой истины принесенном нам Рождеством Христовым, и сопряженной с ней Божественной любви, Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов, говорит о том, что спасение наше сокровенно во Христе и в жизни в Нем, в любви Христовой и в Нем Самом, ибо: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 16).

Эту животворящую Божественную любовь Свою принес нам в Вифлеемской ночи Рожденный от Пречистыя Девы Марии Богомладенец Христос, Сын Божий и Слово Божье, и причастниками этой святой любви Он призвал быть всех нас, сущих на земле. И в этот Святой Праздник, мысленным своим взором предстоя яслям, со спеленатым и лежащим в них Богомладенцем Иисусом, мы открываем сердце свое этой Божественной любви и спасительной Его благодати.

Еще раз поздравляю всех вас, возлюбленные о Господе всечестные отцы, братья и сестры, с Рождеством Христовым. Молитвенно призываю на всех вас «благодать и истину», принесенную на землю Воплощением и Вочеловечением Сына Божия и Всесветлым Его Рождеством, а также желаю всем вам «быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились».

Также желаю всем вам, чтобы в День второго славного и всехвального Пришествия Христова, не гнев и осуждение увидать всем нам, на лице пришедшего судить нас незнакомого и чуждого нам Праведного Судии, а любовь того близкого нам Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, которого, и до этого судного дня, мы носили в сердце своем, и о котором мы со Святым Апостолом Павлом могли бы сказать: «и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20).

А любовь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, нас ради человек и нашего ради спасения, сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечившегося, да пребудет со всеми вами, во вся дни, до скончания века.

Аминь!

† Иоанн
Архиепископ Запорожский и Малороссийский
Экзарх всея Украины

Рождество Христово
2010 – 2011 г.г.
г. Запорожье