Дорогие отцы, братья и сестры!

Сердечно поздравляю всех вас с Крещением Господним!  В Неделю пред Богоявлением, прежде чем мы вступили в Праздник на водах, где в самом Празднике нам открывается тайна Пресвятой Троицы, Святая Церковь напоминает нам о том, как мы должны подготовиться к Празднику: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», — говорит Предтеча. И первые слова Господа, выходящего на общественное служение — на служение спасения рода человеческого, которые мы слышим сегодня в Евангелии, — буквально те же самые: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Так Церковь словами Господа Иисуса Христа снова напоминает нам, что без покаяния Царство Небесное недостижимо человеку, напоминает о начале нашего пути. И сегодня мы слышим Евангелие от Марка, самые первые его слова о том, что Царство это, Царство Евангелия и благодати Божией уже наступило: "Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия" (Мк. 1:1)

Святые отцы обращают наше внимание на то, что каждое из четырех Евангелий начинается с разных отправных точек. Начало Евангелия от Иоанна: "В начале было Слово, и… Слово было Бог" (Ин. 1:1) - это то, что мы слышим на Пасху Господню. Начало этого Евангелия - от вечности. Начало Евангелия от Матфея - родословная Господа Иисуса Христа, от Авраама, который был отцом верующих, и чад его. Начало Евангелия от Луки - Рождество Христово.  А начало Евангелия от Марка - Крещение Господне. Бог, ставший человеком, являет совершенство человека. И в крещении каждый из нас становится подобным Христу по дару Его благодати, Сам Христос входит в ум человека и сердце Своею благодатью, так для верующего человека начинается в его жизни Евангелие Христово. Сегодня мы узнаём, что есть жизнь вечная, есть истинный Бог ставший человеком. Все тайны нашего спасения, запечатленные в четырех Евангелиях, открываются нам тогда, когда мы благодатно приобщаемся тайне нашего рождения от воды и Духа. Святая Церковь говорит об этом устами своих святых, новосвященномученик Сергий Мечев писал: «Богоявление — это праздник откровения тайн Божиих, и не только тайн Божиих, но и тайн того мира, в котором мы живем. Днесь Владыка прииде освятити естество водное... Настоящий праздник, как говорит одна из стихир предпразднства Богоявления, есть праздник славнейший по сравнению с прошедшим праздником Рождества Христова: Светел убо мимошедший праздник, светлейший же, Спасе, приходящий, — и указывает дальше, почему: Он Ангела имеяше благовестник, и сей Предтечу обрете предуготовителя…Тогда звезда волхом возвести, ныне же Отец миру Тя показа. Если там звезда показует вертеп, то здесь Сам Отец показует Своего Сына: Сей есть Сын Мой возлюбленный (Мф. 3:17)».

Святое Евангелие всегда и в особенности сегодня повествует нам, и говорит устами пророка Малахии об этом служении Иоанна Предтечи перед служением Спасителя: Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою". Перед нами два крещения - Иоанново и Христово, Предтеча предваряет Христа Господа и приуготовляет путь и своим пророчеством придаёт древнему обряду погружения новый смысл- и в этом всё служение Предтечи - велиим гласом он возвещает, что вслед его идет Некто, Который в действительности Сильнейший его: "Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым" (Мк. 1:8). Великая тайна! Господь, Который идёт впереди каждого человека, через Своё Крещение, смерть и Воскресение крестит всех Духом Святым.  «Это тот самый Дух,  —  научает нас св. Ипполит Римский,  — который первоначально носился над водами (Быт. 1, 2), которым движется мир, сохраняется творение и все оживотворяется – который действовал в пророках (Деян. 27, 25), сходил на Христа (Мф. 3, 16). Это тот Дух, который дарован был апостолам в виде огненных языков (Деян. 2, 3). Это Дух, которого желал Давид, когда говорил: «И Духа Твоего Святаго не отними от меня» (Пс. 50, 13). Об этом Духе возвещал и Гавриил Пресвятой Деве. «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк. 1, 35). Этим Духом святой Петр изрек то блаженное слово: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16, 16). Этим Духом утвержден камень Церкви (Мф. 16, 18). Этот Дух-Утешитель (Ин. 14, 26) посылается к тебе с той целью, чтобы показать тебе, что ты чадо Божие».  Этот огонь — огонь Христов. Господь пришел, чтобы принести его на землю, и как Он желает, чтобы огонь этот в наших душах скорей возгорелся (Лк. 12, 49). Господь принял Своё Крещение в Своей Пасхе, и теперь одного только ищет и желает — чтобы наша Пасха через огонь крещения совершилась в жизни каждого из нас. «О новое чудо!, — восклицает свт. Иоанн Златоуст, — О неизреченная благодать! Христос совершает подвиг, а я получаю почесть; Он воюет с дьяволом, а я оказываюсь победителем; Он змеиную голову сокрушает в воде, а я как бы настоящий борец увенчиваюсь: Он крестится, а с меня снимается скверна; на Него сходит Святой Дух, а мне подается оставление грехов; о Нем Отец свидетельствует как о Своем возлюбленном Сыне, а я становлюсь сыном Божьим ради Него; ему отверзлись небеса, а я вхожу в них; пред Ним Крещаемым является горнее царство, а я его получаю в наследственное владение; к Нему обращается голос Отца, и вместе с Ним я призываюсь; Отец благоволит к Нему, и меня также не отвергает. С своей же стороны я прославляю Отца, с небес давшего глас Свой, Сына, крещающегося на земле, и Духа сошедшего как голубя, Бога единого в Троице, Которому я и буду всегда покланятьсяАминь». «Но один ли Господь крестился?, — вопрошает священномученик Ипполит Римский, — Нет, — говорит он, — Он в то же время обновил ветхого человека и возвратил ему Царственное право усыновления. Ибо тотчас отверзлись небеса (Мф. 3, 16). Последовало примирение видимого с невидимым: возвеселились небесные лики, исцелились земные немощи, открылось сокровенное, уничтожилась вражда. Небеса отверзлись ради трех чудных вещей. Ибо во время, когда крестился Жених-Христос, небесные чертоги должны были раскрыть свои сияющие врата. Подобным образом надлежало, чтобы врата небесные возвысили верхи свои (Пс. 23, 7), когда Дух Святой сходил, как голубь, и гремел глас Отца. И вот отверзлись Ему небеса и глас с небес, глаголющий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». И каждый из нас воспринял воду своего спасения в Таинстве крещения, но бесконечно более глубокую, чем та, в которой крестил Предтеча. Потому что вода Крещения содержит в себе всю полноту двойного крещения Господня: крещения в Иордане, явившего Его возлюбленным Сыном Божиим, и крещения, принятого в муках смерти и в радости Воскресения: «Эта вода, соединенная с Духом, есть та самая вода, Которою орошается рай, утучняется земля, прозябают растения, рождают животные, словом, которою оживотворяется возрожденный человек, в Которой крестился Христос, на которую Дух Святой сошел в виде голубя», пишет св. Ипполит Римский 

Будем помнить возлюбленные братья и сестры о том, что вся жизнь нашей веры существует для того, чтобы проявилась скрытая сила, принятого нами Божественного огня. Он начинается с малой искры, но, неприметно тлея, разгорается, если мы только не гасим его отступничеством от наших крещенских обетов и забвением о покаянии, потому что для ученика Христова второе крещение — крещение Духом Святым и огнем, это вся его жизнь, это божественный огонь к которому он всегда стремится. Наше крещение должно завершится встречей со Христом, познанием Христа, навеки приобщающем Кресту Христову и Воскресению, уподобляющем наше тленное естество славе преображения Господня. Будем всегда помнить об этом и торжествовать сегодня со всею Небесною Церковью воспевающей сей Великий Праздник словами свт. Иоанна Златоустаго: «Хочу, возлюбленные, праздновать и торжествовать, ибо святой день просвещения есть печать праздника и день торжества. Он запечатлевает Вифлеемский вертеп, где Ветхий денми, как младенец у груди матери, лежал в яслях; он же отверзает иорданские источники, где Тот же Ветхий денми крещается ныне с грешниками, даруя миру Своим пречистым телом оставление грехов. Аминь»

Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь. 

Архиепископ Центрально-Российский и Пензенский Стефан.