РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ
Архиепископа Запорожского и Малороссийского ИОАННА
«Словом Господним небеса утвердишася.
И Духом уст Его вся сила их»
(Пс. 32:6).
Христос Раждается – славите Его!
Дорогие о Господе отцы, братья и сестры, пастыри, и чада Украинского Экзархата Российской Православной Церкви! От всей души поздравляю Вас с Рождеством Христовым.
Христос Раждается – славите Его!
Поздравляю всех вас с Праздником Рождества Христова!
«Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог».
О воплощении Сына Божия, Святой Апостол и Евангелист Иоанн возвещает нам: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14).
Что же значит для каждого из нас, Вочеловечение и Рождество Сына Божия?
А то, что Это и есть Рождество Того Самого Сына Божьего и Слова Господнего, Которым небеса утвердишася. И нашим мысленным взором созерцая Новорожденного Младенца, лежащего в яслех, куда повив пеленами положила Его Мать Пречистая Дева Мария, мы осознаём, что Этот Младенец и есть То Предвечное Слово Божие, которым Господь Вседержитель создал весь окружающий нас мир видимый и невидимый, и Та Жизнь вечная и личное бессмертие и Жизнь вечная Каждого живущего на земле человека, Предощущение Которой все мы носим в сердцах наших от рождения нашего и до последних мгновений существования нашего в этой превременной жизни нашей в этом земном мире.
И вот сегодня снова, как и каждый год в это время, пред нашим мысленным взором предстаёт картина Рождества Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа по плоти от Пречистой Его Матери и Приснодевы Марии и все события сопутствовавшие ему. Под Вифлеемом, в вертепе, находящемся посреди зимнего поля, мы видим Пречистую Деву, повивающую Богомладенца Христа и полагающую Его в ясли.
Мы видим пастырей, иже беху в тойже стране, бдяще и стрегуще стражу нощную о стаде своем. Мы зрим, как ангел Господень ста в них, и слава Господня осия их и слышим ангельское благовестие о радости велией, яже будет всем людем,яко родися днесь спас, иже есть Христос Господь, во граде давидове и вместе с пастырьмими обретаем Младенца повита, лежаша в яслех (Лк. 2, 9-12) и внимаем множеству вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: «слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение» (Лк. 2,13,14).
Мы спутешествуем волхвам, ведомым звездой и ищущим, где есть рождейся Царь иудейский (Мф. 2,2). Мы соприсутствуем им при принесении ими своих даров Богомладенцу Христу, злата и ливана и смирны (Мф. 2,11). Золота, как Царю, ладана, как Первосвященнику, и смирны, как Агнцу Божию, приносящему Себя в Жертву за грехи мира.
Земля принесла Христу вертеп, небо звезду, ангельский мир принес свое славословие и хвалебное пение, род людской Пречистую Матерь Его и Приснодеву Марию. Так давайте же мы сами принесём новорожденному Христу Богу сердца наши, возвестившему устами пророка Давида царя в ветхозаветные времена: «Аще взалчу, не реку тебе: моя бо есть вселенная и исполнение ея» (Пс.49:12).
Ибо кроме сердец наших мы ничего более достойного не можем дать Владыке неба и земли во власти Которого весь мир видимый и невидимый? Даже людям обычным во дни их рождения мы стараемся подарить нечто полезное для них, либо то, что они бы желали иметь и получить от нас.
А чего мог бы желать Царь неба и земли во власти Которого состоит вся вселенная? Или было ли когда-нибудь, чтобы Бог у кого-либо просил что-либо? Ибо в Священном Писании Ветхого Завета в книге Притчей Соломоновых мы находим слова, обращённые именно к нам, - ко всем людям живущим на земле, ради спасения которых и сошёл с небес, воплотился и вочеловечился и родился в Вифлиемской пещере Божественный Богомладенец Иисус: «Даждь ми, сыне, твое сердце, очи же твои моя пути да соблюдают» (Прит. 23:26), говорится в ней.
Так как все мы прекрасно знаем ради кого и ради чего принимает в Рождестве Своем Творец Царь и Владыка неба и земли образ и естество человеческое со всеми его немощами и уязвимостями, кроме греха.
Мы знаем, что слова эти обращены именно к нам, и это именно нас Господь просит дать ему сердца наши и соблюдать пути Его, ибо это именно ради нас и нашего ради спасения сошел Он в этот во грехе лежащий мир и подверг себя всем невзгодам и превратностям пребывания в нем. Знаем мы и о том каков итог жизни Того Младенца, Которого повила и положила в ясли Пречистая Его Матерь, и о том, что не радости и наслаждения земной жизни ждут Его, а гонения и отвержение есть удел на который Он пришел в этот мир. А конец Его жизненного пути венчает позорная и мучительная смерть на кресте. И на всё это Он обрек себя для того, чтобы дать нам возможность отдать Ему наши сердца и соблюдать пути Его и через это войти в родство с Ним Самим через причастие тела и крови Его в таинстве святой Евхаристии, дабы все мы в чистоте сердец и радости духовной стали причастниками радости сего великого Праздника Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцем и всесвятым и благим и животворящим Его Духом Святым в нескончаемые веки веков! Аминь!
†Иоанн Архиепископ Запорожский и Малороссийский, Экзарх всея Украины. Рождество Христово 2019–2020 г., г. г. Запорожье.