РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ
Архиепископа Запорожского и Малороссийского ИОАННА
«Небо и земля днесь совокупишася, / рождшуся Христу. /
Днесь Бог на землю прииде, / и человек на Небеса взыде. /
Днесь видимь eсть плотию, / eстеством невидимый,
человека ради. / Сего ради и мы, славословяще, возопиим
Eму: / Слава в Вышних Богу, и на земли мир, / дарова бо
пришествие Твое, / Спасе наш, слава Тебе.» (На литии
стихиры самогласны, глас 1. Прп. Иоанна Дамаскина.
Великого повечерия Всенощного бдения на Рождество
Христово).
Возлюбленные о Христе, дорогие отцы, братья и сестры – пастыри и чада Украинского Экзархата Российской Православной Церкви.
Христос Раждается – славите Его!
Поздравляю всех вас с Праздником Рождества Христова!
Поздравляю вас с «радостью велией» (Лк. 2, 10) сошествия к нам, с Небес, в наш безотрадный, поверженный во грех, унылый, падший, земной мир, Того Небесного Мира и «во человецех благоволения» (Лк. 2, 14), о котором благовестили, в благословенную Вифлеемскую ночь, вои небесные пастырям иже «беху в тойже стране, бдяще и стрегуще стражу нощную о стаде своем» (Лк. 2, 8), когда Всепречистая Дева Мария «роди сына своего первенца» (Лк. 2, 7), Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!
«Камень нерукосечный от несекомыя горы тебе, дево, краеугольный отсечеся, Христос совокупивый растоящаяся естества: тем веселящеся, тя, Богородице, величаем» (Ирмос 9-й песни воскресного канона 4-го гласа)! Такими песнопеньями прославляет Святая Православная Церковь событие Рождества Христова от Пречистыя Девы Марии.
В эту, судьбоносную для всего человечества ночь Христова Рождества, весь сущий мир, являет два свои «растоящаяся» естества – Ветхозаветное и Новозаветное.
В Новозаветном естестве его, Рождается Христос, Пречистая Матерь повивает пеленами и полагает в яслях Сына Своего Первенца, пастыри внимают благовестию Ангела Господня о «радости велией, яже будет всем людем: яко родися (им) днесь спас, иже есть Христос Господь, во граде давидове» (Лк. 2, 10-11) и слава Господня осеняет их. Звезда является на небесах и указует путь Волхвам, грядущим поклонитися, облекшемуся плотию Творцу и Спасителю Мира.
На землю, в этот час ночной, во образе Новорожденного Дитяти, нисходит Сама Новозаветная Судьба и Будущее всего человечества.
Вся полнота Нового Завета, - Завета примирения между Богом и людьми, Завета любви Божества к падшему Своему творению и всепрощения Божия роду людскому заключена лишь в Нем, в Сем невинном Младенце, лежащем в вертепе, в яслях, в тиши Вифлеемской ночи.
Ветхозаветное же естество земного мира продолжает жить по прежним своим обычаям и законам.
В разные времена, на протяжении всей своей языческой истории, человечество разными критериями оценивало жизненные достижения своих представителей. Но, как правило, все эти критерии сводились к оценке меры благополучия и материального преуспеяния того или иного представителя человеческого рода, и занимаемого им, в соответствии с этим, социального положения, а также уровня воздаваемых ему, по этой мере, почета и уважения, соединенных с ревностью и завистью, как более успешному «по жизни» конкуренту. И никому такая оценка никогда не казалась неестественной.
Никто не видел, да и видеть был не в состоянии всю абсурдность данных представлений, даже пред лицом неизбежной смертности своего бытия. А ведь что может быть абсурднее? Тот, кто силы всей жизни своей полагал на приобретение материальных благ и положения в социуме, мгновенно лишался всего в момент смерти своей. Как купленный раб, он трудился всю жизнь, чтобы остаться в итоге в мгновение ока ни с чем.
И оправдания таковых воззрений заботой о потомстве, либо пользой приносимой обществу, либо еще чем-то, несостоятельны уж тем, что потомству этому, как и членам того общества, как и всем на свете, уготована была все та же смертная участь, что и предкам их и благодетелям.
Не в этом ли наиболее ярко и проявляется вся слепота греховная, и всеобъемлющее помрачение грехом всех детищ рода людского. Не о таковых ли слепцах слова Святого Апостола Павла, о «сих, елицы страхом смерти чрез все житие повинни беша работе» (Евр. 2, 15), то есть рабству. И это рабство греху осуществлялось с внутренним насилием и невозможностью противостоять ему в силу все того же внутреннего греховного закона, непререкаемо действующего в человеке от рождения его и до смерти.
Но вот, внезапно, мы, как и весь падший род людской, во Христовом Рождестве обретаем «радость велию», радость Нового Завета тем, что получаем возможность «свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих» (Рим. 8, 21).
Вот об этом освобождении от рабства греху и говорит Святой Апостол Павел в своем Послании к Римлянам: «Егда бо раби бесте греха, свободни бесте от правды. Кий убо тогда иместе плод? О нихже ныне стыдитеся, кончина бо онех, смерть. Ныне же свобождшеся от греха, порабощшеся же Богови, имате плод ваш во святыню, кончину же жизнь вечную. Оброцы бо греха смерть: дарование же Божие живот вечный о Христе Иисусе Господе нашем» (Рим. 6, 20-23).
И вот сейчас, пред внутренним духовным взором нашим, в Вифлеемском вертепе, в яслях, возлегает воплощенная Свобода наша, наше Новозаветное Освобождение от греха, проклятия и смерти, дарованное нам всесвятым Его Рождеством.
И так же, как и мы все, в эти святые Рождественские дни, мысленным взором своим, предстоя пред Новорожденным Богомладенцем Христом, я желаю всем вам, верным чадам Российской Православной Церкви Его, чтобы та Рождественская «радость велия», - радость освобождения от рабства греху и от работы вражия, - во все дни жизни вашей не покидала сердец ваших.
Желаю также вам, чтобы святая радость этих дней о Рождестве Христовом, которой посетил всех нас Новорожденный Богомладенец Иисус, соделалась проводником вводящим нас в сияние нетварного Света Божественныя Славы Его, и приобщила всех нас к той предвечной радости уготованной Христом всем любящим Его, яже сокровенна в Нем Одном, Господе Нашем и Боге, Иисусе Христе, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом в нескончаемые веки веков.
Аминь!
† Иоанн
Архиепископ Запорожский и Малороссийский
Экзарх всея Украины
Рождество Христово
2013 – 2014 г.г.
г. Запорожье