РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ
Архиепископа Запорожского и Малороссийского ИОАННА
«И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14).
Христос Раждается – славите Его!
Дорогие о Господе отцы, братья и сестры, пастыри и чада Украинского Экзархата Российской Православной Церкви!
От всей души поздравляю Вас с Рождеством Христовым!
Христос Раждается – славите Его!
Поздравляю всех Вас с Праздником Рождества Христова!
«Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог».
О воплощении Сына Божия, Святой Апостол и Евангелист Иоанн возвещает нам: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14).
«Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:3-5).
О какой тьме повествует нам Евангелист Иоанн?
А тьма эта, - это тьма первородного греха, который передаётся из поколения в поколение при рождении каждого человека от отца к его детям, а вместе с ним и греховное помрачение человеческого естества, которое неудержимо влечет его к совершению новых грехов и оставляет этот греховный отпечаток на всех делах, словах, мыслях и намерениях человека, делая их неугодным Богу, оскверняя собою даже самые благие намерения человека, и тем лишая возможности человека избавиться от него собственными усилиями, ибо и усилия эти несут на себе этот греховный отпечаток. Ведь грязь грязью отмыть невозможно и естественно исправление человеческого естества должно быть было принесено извне человека из неповрежденного грехом источника.
И этот Источник и сошел к человечеству в виде Богомладенца Христа, которого мы и наблюдаем своим духовным взором в Вифлеемском вертепе Рожденного Пречистой Его Матерью Приснодевой Марией, повитого Ею пеленами и положенного в ясли.
Что же значит для каждого из нас, Вочеловечение и Рождество Сына Божия?
А то, что Это и есть Рождество Того Самого Сына Божьего и Слова Господнего, Которым небеса утвердишася и Который есть Тот Источник чистоты и бессмертия, Который и был дарован человечеству Творцом и Промыслителем всего Богом в Троице покланяемом для его избавления от греховной скверны, возведения в чистоту, избавления от греха, проклятия и смерти и спасения.
И нашим мысленным взором созерцая Новорожденного Младенца Иисуса, лежащего в яслех, куда повив пеленами положила Его Мать Пречистая Дева Мария, мы осознаём, что Этот Младенец и есть То Предвечное Слово Божие, которым Господь Вседержитель создал весь окружающий нас мир видимый и невидимый и Та Жизнь вечная, и личное бессмертие, и Жизнь вечная Каждого живущего на земле человека, Предощущение Которой все мы носим в сердцах наших от рождения нашего и до последних мгновений существования нашего в этой превременной жизни нашей в этом земном мире.
И вот Сегодня снова, как и каждый год в это время, пред нашим мысленным взором предстаёт картина Рождества Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа по плоти от Пречистой Его Матери и Приснодевы Марии и все события сопутствовавшие ему.
Под Вифлеемом, в вертепе, находящемся посреди зимнего поля мы видим Пречистую Деву, повивающую Богомладенца Христа и полагающую Его в ясли.
Мы видим пастырей, иже беху в тойже стране, бдяще и стрегуще стражу нощную о стаде своем. Мы зрим, как ангел Господень ста в них, и слава Господня осия их и слышим ангельское благовестие о радости велией, яже будет всем людем, яко родися днесь спас, иже есть Христос Господь, во граде давидове и вместе с пастырьмими обретаем Младенца повита, лежаша в яслех (Лк. 2,9-12) и внимаем множеству вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: «слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение» (Лк. 2,13,14).
Мы спутешествуем волхвам ведомым звездой и ищущим где есть рождейся Царь иудейский (Мф. 2,2).
Мы соприсутствуем им при принесении ими своих даров Богомладенцу Христу, злата и ливана и смирны (Мф. 2,11).
Золота, как Царю, ладана, как Первосвященнику, и смирны, как Агнцу Божию, приносящему Себя в Жертву за грехи мира.
Земля принесла Христу вертеп, небо звезду, ангельский мир принес свое славословие и хвалебное пение, род людской Пречистую Матерь Его и Приснодеву Марию.
А от нас необходимо лишь уподобиться смирению Христову наперекор противлению нашего ветхого естества с его лживой «правдой», отвергнуться себя ветхого и принять Божественный Дар - Самого новорожденного Христа с Его Божественной Правдой.
Так давайте же мы сами принесём новорожденному Христу Богу сердца наши, вопреки нашим устоявшимся представлениям, порожденным нашим падшим естеством с его самооправданием. Ибо кроме сердец наших мы ничего более достойного не можем принести в дар Владыке неба и земли во власти Которого весь мир видимый и невидимый.
Даже людям обычным во дни их рождения мы стараемся подарить нечто полезное для них, либо то, что они бы желали иметь и получить от нас.
А чего мог бы желать Царь неба и земли во власти Которого состоит вся вселенная? Или было ли когда-нибудь, чтобы Бог у кого-либо просил что-либо?
Ибо в Священном Писании Ветхого Завета в книге Притчей Соломоновых мы находим слова обращённые именно к нам, - ко всем людям живущим на земле, ради спасения которых и сошёл с небес, воплотился и вочеловечился и Родился в Вифлеемский пещере Божественный Богомладенец Иисус: «Даждь ми, сыне, твое сердце, очи же твои моя пути да соблюдают» (Прит. 23:26), говорится в ней.
Так как все мы прекрасно знаем ради кого и ради чего Принимает в Рождестве Своем Творец Царь и Владыка неба и земли образ и естество человеческое со всеми его немощами и уязвимостями, кроме греха.
Мы знаем, что слова эти обращены именно к нам, и это именно нас Господь просит дать ему сердца наши и соблюдать пути Его, ибо это именно ради нас и нашего ради спасения сошел Он в этот во грехе лежащий мир и подверг себя всем невзгодам и превратностям пребывания в нем.
Знаем мы и о том каков итог жизни того Младенца, Которого повила и положила в ясли Пречистая Его Матерь, и о том, что не радости и наслаждения земной жизни ждут Его, а гонения и отвержение есть удел на который Он пришел в этот мир. А конец Его жизненного пути венчает позорная и мучительная смерть на кресте. И на всё это Он обрек себя для того, чтобы дать нам возможность отдать Ему наши сердца и соблюдать пути Его и через это войти в родство с Ним Самим через причастие тела и крови Его в таинстве святой Евхаристии, дабы все мы в чистоте сердец и радости духовной стали причастниками радости сего великого Праздника Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцем и всесвятым и благим и животворящим Его Духом Святым в нескончаемые веки веков!
Аминь!
†Иоанн
Архиепископ Запорожский и Малороссийский
Экзарх всея Украины
Рождество Христово
2020 – 2021 г. г.
г. Запорожье