Интервью митрополита Дамаскина (Балабанова), Первоиерарха Российской Православной Церкви, Синодальному порталу "Исповедник"

Владыка Дамаскин, наши читатели часто спрашивают о положении церковных дел на Украине. Их вопросы связаны с восстановлением Ставропигии Вселенского Патриарха в Киеве и (видимо, в скором будущем) предоставлении Автокефалии для Церкви Украине. Люди недоумевают и по поводу начала духовной войны между Вселенским патриархатом и Московской патриархией. Многие церковные аналитики видят в этом провал, поражение, прежде всего, менеджеров Московской патриархии и, в частности, патриарха Кирилла (Гундяева) и митрополита Илариона (Алфеева). Каково Ваше мнение? И вправе ли греки (спустя более трёхсот лет) вмешиваться в дела русской церкви?

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа.

Несколько дней тому назад я вернулся из архипастырской поездки по Украине. Посетил Запорожскую, Донецкую и Харьковскую области. В целом у меня осталось удручающее впечатление от увиденного и услышанного. В большинстве своем, люди разрознены, обездолены, меркантильны. Ищут чаще хлеба насущного, нежели спасения и Царства Небесного. Между великороссами и малороссами разверзлась глубочайшая пропасть, преодолеть которую человеческими силами теперь уже вряд ли возможно. Говоря светским или мирским языком, и это надо откровенно, хотя лично мне больно и прискорбно признать, - Украину мы потеряли.

Решение Вселенского патриархата об автокефалии украинской церкви вселило в верующих людей некоторую надежду на объединение. Духовное, национальное, какое угодно, но объединение. Люди на Украине так устали от разрозненности, гражданской войны, от безправия и нищеты, от неустроенности и тотальной государственной лжи..., что готовы поверить во что угодно, даже во благие намерения Вселенского патриарха. Они не понимают, не в силах понять, что в православии хуже греков могут быть только греки. Как могут ЕРЕТИКИ – будь то греки Вселенского патриархата или «русские» патриархата Московского – дать спасительную и Божью благодать или, хотя бы, надежду на лучшее и благие намерения?

Вместе с тем, я бы не стал перекладывать всю вину по «имперскому» краху на Украине на патриарха Кирилла (Гундяева) и митрополита Илариона (Алфеева). Церковь (в кавычках или без оных, в данном случае, не столь важно) всегда и во все времена зависела от государства, от светских и власть предержащих «элит». Исключение составляют лишь первые века христианства – века становления Церкви, века мученичества, гонений и катакомб. В те первые века быть христианином, а тем паче - церковнослужителем - было смерти подобно. Когда же стало христианство государственной религией, тогда и начались смычки, симфонии и разного рода властная и меркантильная зависимость церковнослужителей от сильных мира сего. За примерами далеко ходить не надо. Ими полна церковная история.

Получилось так, что быть христианином и церковнослужителем стало выгодно. Храмы, монастыри, пастыри и архипастыри начали богатеть. Золото, для многих, оказалось привлекательнее и выше спасения и роста духовного. Дело дошло даже до тотальной симонии. Патриархи, в своём большинстве, становились первыми советниками (а порой и соправителями) императоров и царей. Императоры еретики подминали под свою ересь почти всех христиан. Так было в эпоху арианства и иконоборчества. Вера слабела, а люди всё дальше и дальше отходили, отступали от Бога. Так отступили, что и не заметили, как Византийская империя пала.

По такому же, примерно, пути развивалась и наша русская церковная история и наша русская государственность. От святости к греховности. От духовных высот до падения. При сильном государстве сильна и поместная церковь. В эпоху Православной Российской Империи, кто бы мог указать на что-то Святейшему Правительствующему Синоду Русской Православной Церкви, а тем паче, оторвать от Неё кусок канонической территории? Вселенский патриархат? Так Он и сам тогда стоял на паперти с протянутой рукой и питался за счёт милости Российской Империи. Я бы мог сказать по этому поводу многое, но не буду. И без меня известно на какие такие «благие» дела тратили эту милость будущие Вселенские патриархи.

Смиренно молчали Вселенские патриархи и в эпоху Совдепии. Запамятовали о правовых обязательствах по Соборному посланию 1686 года, выданному по обстоятельствам того времени, которым по икономии Московскому Патриарху было предоставлено право поставлять митрополита Киевского, избранного Собором священнослужителей и мирян его епархии, который должен был поминать Вселенского Патриарха в качестве Первоиерарха на любых церковных службах, провозглашая и подтверждая свою каноническую зависимость от Константинопольской Матери-Церкви? Отнюдь. Так получается, что сила и воля веру и правду ломит. Таковы исторические реалии. И не только реалии церковные. Молчали бы и сегодня, если бы у этого государства сила и воля была.  Бог не в силе, а в правде! Увы, о Боге и спасении душ ни тогда, ни теперь мало кто думал и думает.

Решение Вселенского патриархата, на мой взгляд, привнесёт на Украину ещё больший духовный разлад и ещё большие церковные нестроения. Некая наблюдаемая сегодняшняя эйфория по этому поводу - суть явление временное. Грекам никто не указ. На Украину «лапу» свою они уже наложили. И теперь будут действовать по своему усмотрению. Действия эти могут не устроить ни патриарха Филарета (Денисенко), ни митрополита Макария (Малетич) - предстоятеля УАПЦ и никого-то другого из местных влиятельных иерархов. Но эти действия устроят сильных мира сего. По их сценарию там всё и происходит.

Владыка, а может ли развиваться по такому же сценарию Белоруссия и белорусская церковь?

Может и будет развиваться при условии, если нынешние власти РФ посягнут на территориальную целостность и независимость Белоруссии. На экономическую независимость в том числе. Президент А. Лукашенко это хорошо понимает, опасается, потому и не теряет дружественных связей со своим украинским коллегой, и не только с ним одним. Более того, на Западе очень хотят, чтобы и Белоруссия отвернулась от РФ совсем и пошла по украинскому пути. Там уверены, что Россию, без Украины и Белоруссии, легче всего задавить, поставить её на колени или в любое другое удобное для них унизительное и безправное положение.

Но почему так происходит?

Потому что только Россия ещё может духовно воспрять, если угодно, воскреснуть и нанести духовное поражение сатанинскому Западу. Только у нашего народа ещё теплится в душе частичка Божьего света, той праведной и пламенной веры, которая может объять и других, и другие народы. Не еретики-греки и никакие другие еретики, а мы – верные чада Церкви Христовой – громогласно им скажем: «С нами Бог! Разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог. Услышите до последних земли. Яко с нами Бог. Могущии, покаряйтеся. Яко с нами Бог. Аще бо паки возможете, и паки побеждени будете. Яко с нами Бог…».

В связи с последними событиями на Украине Московская патриархия пытается обрести союзников среди официальных поместных церквей. Как это у неё получается и получится ли?

На этот вопрос вам точнее ответят люди из Московской патриархии. Я же пока не вижу у них успехов на этом поприще. Скорее всего Московскую патриархию поддержат две или три поместных церкви, которые очень сильно зависят от РФ и Московской патриархии. Зависят, прежде всего, материально. Антиохийский патриархат; возможно, сербы или словаки. Может быть, кто-то ещё. Как бы там ни было, но в одиночестве Московская патриархия не останется. Но разве это так важно и главное? Куда важнее (и больнее) отток клириков и церковных общин из УПЦ МП под омофор Вселенского патриарха, предстоятелей УПЦ КП и УАПЦ. Он уже начался. Процесс этот будет нарастать, и не только страха ради государственно-националистического, как это случалось и раньше, но и по другим симпатиям и критериям.

Означает ли это начало конца Московской патриархии?

Московская патриархия — это мертворожденное детище т. Сталина. Мертворожденное, разумеется, в духовном и спасительном плане. При СССР – ещё и угодливое, и лизоблюдное детище – требно-ритуальная отдушина для советских людей. В наше время Московская патриархия - один из мощнейших институтов государственной власти. Епископат и синод Московской патриархии напоминает мне старое и никчемное политбюро ЦК КПСС, работу которого выполняют разного рода референты, советники и другие помощники. Им нет дела до прихожан. Их главная задача не помощь в спасении, а выкачивание денег из приходов и епархий.

Если так будет продолжаться и дальше, то Московскую патриархию уже ничто не спасёт.

А что спасёт?

Всенародное покаяние. Выход из экуменического движения. Анафематствование сергианства и обновленчества. Исповедание имяславия. Становление на путь Святоотеческого Православия. И всё это, при обязательном изгнании из архиерейских и иерейских рядов содомитов, прокатоликов и различного рода обновленцев, всех тех, кто чужд Православию.

Вы полагаете, что после этого, кто-то из архиереев и священников в Московской патриархии останется?

Я полагаю, что ради спасения к этому надо идти. Пока человек жив у него остаётся надежда на спасение. И этой надежды его никто не может лишить.

Храни вас Бог!

†Дамаскинъ