Очерк третий. "Мерзость запустения"
В Харькове, в одном из окраинных районов много лет существовал приход катакомбников, который долгие годы окормлял о. Никита (Лехан). Пастырь Божией милостью. Отсидевший в советских лагерях за исповедание Христа более 10 лет. Те, кто желает больше узнать о его жизни, могут обратиться к нам ибо именно у нас находится архив о. Никиты с его удивительными богословскими работами.
О. Никита (Лехан) духовный брат о. Михаила Рождественского, в последние годы своей жизни вынужден был покинуть Харьков и переселиться в деревню. Много на то было причин. Его авторитет среди катакомбных приходов середины ХХ века был незыблем и высок. Однажды к нему пришел молодой иеромонах Лазарь и пожелал сослужить с ним Божественную Литургию. В ответ услышал четкий и безоговорочный ответ о. Никиты: «В МП постригался, там иди и служи». Перед иеромонахом Лазарем волею о. Никиты была навсегда закрыта дверь катакомбного прихода настоящей ИПЦ.
Иеромонахом Лазарем был будущий архиепископ Лазарь (Журбенко). Будущий епископ будущей организации, которой он даст название Истинная Православная Церковь. Так произошла умело спланированная подмена. Но произойдет это позже, а пока катакомбный пастырь о. Никита (Лехан) продолжал нести свой крест. Хозяин дома, в котором он жил, Иван Никифорович знал о отношении о. Никиты к иеромонаху Лазарю и когда тот нагло опять-таки приехал в дом, откуда его выставили, и в разговоре с Иваном Никифоровичем заявил, что хочет служить Божественную Литургию (о. Никиты в то время уже не было в доме) дал четкую отповедь настойчивому и нахальному иеромонаху: «Ему в доме делать нечего». Об отношении о. Никиты к иеромонаху Лазарю знали все истинные катакомбники. Знали они и историю будущего владыки Лазаря, начиная с места его родины - Краснодарского края. И сторонились eго.
Среди катакомбников до сих пор передается история о том, как обманом иеромонах Лазарь выставил себя перед Архиерейским Синодом РПЦЗ и приехавшим тайно в СССР для совершения епископской хиротонии Епископом Варнавой, единственным истинным катакомбным пастырем. Говорят катакомбники, что в то время реальными кандидатами на хиротонию во епископы были два истинных пастыря катакомбной церкви, два духовных брата: о. Никита (Лехан) и о. Михаил (Рождественский). Однако обманом иеромонах Лазарь смог именно себя представить «единственно достойным».
Впрочем, сам иеромонах Лазарь не смог бы осуществить подобное, если бы ему не помогли хозяева. Те, кто направлял его и всячески способствовал утверждению во главе катакомбной Церкви. Ни о. Никита, ни о. Михаил не могли свободно перемещаться по территории СССР. Каждое их посещение духовных чад катакомбной Церкви грозило им арестом. Да и возраст был преклонным. Иеромонах же Лазарь свободно и безпрепятственно перемещался по территории СССР, открыто жил в Обояни. Власти к нему не проявляли никакого интереса. Не правда ли удивительно, если учесть, как относились Советы к катакомбной Тихоновской Церкви. Да и личные качества владыки (будущего конечно) Лазаря способствовали его «успеху» - это был умелый актер. Поддержка невидимых хозяев, актерские данные и напористость в достижении цели привели к появлению в СССР новохиротонисанного епископа катакомбной Церкви Лазаря (Журбенко).
С этого момента и началось формирование лже-организации, взявшей нагло и самозванно имя Истинной Православной Церкви. Практически ни один приход истинных катакомбников не признал Лазаря в качестве главы катакомбной Церкви. Они знали его историю и знали отношение к нему истинных подвижников-пастырей катакомбной Церкви. Но хозяевам и самому владыке Лазарю было мягко говоря наплевать на мнение и признание катакомбных общин. Им нужно было засветиться в Нью-Йорке перед Архиерейским Синодом РПЦЗ. Они смотрели только в ту сторону. Публичное признание архиереями РПЦЗ владыки Лазаря позволяло ему не обращать внимание на непризнание истинных катакомбников, которых очень скоро его помощники, тоже надевшие православные священнические одежды назовут бесноватыми бабами. Катакомбные приходы вели уединенный образ жизни, где во главу угла была поставлена молитва. Божие волею мы смогли не единожды помолиться с ними, этими «бесноватыми бабами», как называли их лазаревские священники, и потому можем сравнить их молитвенный труд и сибаритство лазаревских священников в Одессе, где существовало удивительное правило: если сегодня не твоя чреда служить Божественную Литургию, тебя нечего делать в храме. Даже, если это воскресенье. Можно спать до обеда и заниматься собственными делами. Я до сих пор вспоминаю молитвы у катакомбных христиан. Их жизнь по монастырскому уставу. И одновременно вспоминается наличие в Одессе иеромонахов, игуменов и архимандритов, и полное отсутствие не то, что малой толики монастырской жизни, но и собственно приходской.
Я уже говорил, что признание истинных катакомбников для владыки Лазаря было не только ненужным, но и невозможным. В это месте мне хочется сделать небольшое отступление и сказать, что в данных очерках невозможно перечислить все известные нам факты. Об этом полностью мы расскажем в подготавливаемой к печати книге, поэтому, кто желает, может сделать заказ, адрес мы позже сообщим.
Владыка Лазарь усиленно производил впечатление перед архиереями РПЦЗ. У него все было продумано. В свой первый приезд, впервые представ перед архиереями РПЦЗ, он проникновенно передал им поклон от всей Русской земли. Слезы заблестели на глазах владык. Скупые русские слезы. Увы, и эти слезы, слезы ностальгии по порабощенной Родине, умело использовали те, кто стоял за спиной владыки Лазаря и усиленно создавал ему имидж катакомбного, гонимого архиерея, единственного представителя катакомбной Церкви в России, Очень скоро у владыки Лазаря появится верный друг в Нью-Йорке. Им станет протоиерей Виктор Потапов, у которого владыка будет останавливаться в дни своего пребывания заграницей. Их дружескую фотографию опубликуют в русскоязычном американском журнале.
Удивительно, Епископу катакомбной, гонимой в СССР Церкви власти спокойно выдают заграничный паспорт. Спокойно взирают на его командировки по заграницам. При этом, в самом СССР или Российской Федерации те верующие, кто заявил о переходе в РПЦЗ подвергаются давлению и репрессиям. Но владыка Лазарь утверждается в глазах Архиерейского Синода РПЦЗ как единственный настоящий епископ катакомбной Церкви в России. Во многом этому способствует его друг протоиерей Виктор Потапов. Он ведет передачи на американском радио, и весь мир слышит голос катакомбного епископа из России. Пройдет несколько, лет и тот же протоиерей Виктор станет ярым апологетом Лаврского желания в предательстве РПЦЗ и полном подчинении её МП. Когда же он был настоящий? Итак, владыка Лазарь признан единственным «правильным» епископом российской катакомбной Церкви.
Вот только досада, истинные верующие, продолжающие жить и молиться, исповедующие Христа катакомбники, не желают признавать владыку Лазаря. Они помнят грозные слова о. Никиты: «В МП причащался, там иди и служи». Помнят неприятие Лазаря о. Михаилом Рождественским. Что может противопоставить этому владыка Лазарь? Старый верный способ всех обманщиков: подмену истины ложью. Во второй части мы уже рассказывали о поясе и поручах св. прав. о. Иоанна Кронштадсткого, которые Владыке Лазарю, якобы передал о. Михаил. Об этом говорил сам владыка Лазарь. Но это была ложь. Никто ему ничего не передавал, он сам, используя авторитет сана, взял их у духовной дочери о. Михаила. Точно также он поступал ранее, когда, умело притворившись, входил в доверие к катакомбным верующим и обманом присваивал себе священные предметы, церковную утварь, катакомбные святыни. Обман и ложь идут рядом. При этом очень ловко используется авторитет сана. Не только того, который сам носишь. Катакомбные верующие, в основном, старые больные люди, чаще всего женщины. Оставшись без духовного окормления своих пастырей, они возсылали молитвы за предстоятеля РПЦЗ. Для них он был незыблемым авторитетом. Они помнили как однозначно признавали первосвятительство митрополита РПЦЗ и о. Никита и о. Михаил Рождественский. Но они почили. Как быть? Где исповедоваться и причащаться? Возраст то уже преклонный. Умереть без Причастия, не покаявшись, страшно. И тут к ним приходит известие, что предстоятель РПЦЗ и весь Архиерейский Синод признали бывшего иеромонаха Журбенко законным владыкой. И некоторые дрогнули. И признали владыку Лазаря. Что самое страшное среди них были те, кто был духовным чадом о. Никиты.
Занозой сидела в сердце владыки Лазаря его выдворение из прихода отца Никиты. Среди прихожан были те, кто знал его Федей Журбенко. Коварно, кощунственно и жестоко отомстил владыка Лазарь. Он таки вошел в дом, где жил и служил о.Никита. Его встретили со славой. Вот только среди встречавших были в основном армяне, среди которых терялась маленькая, худенькая фигурка инокини Амвросии, хозяйки дома и жены того самого Ивана Никифоровича, который погнал иеромонаха Лазаря, следуя примеру о.Никиты. Как же это случилось? И как армяне оказались в лазаревской ИПЦ?
Для понимания происшедшего вернемся в Одессу. Некогда владыка Лазарь поручил нам издать для распространения образ Чудотворной иконы Иверской Монреальской, который ему привезла княгиня Голицына и который был написан мучеником Иосифом Муньосом (более конкретно об этой истории в книге). Вместе со списком иконы нам была передана, опять же по разрешению владыки Лазаря, брошюра: «Учение о Церкви Новомучеников и исповедников Российских». Мы выполнили оба поручения, издав и списки иконы, и брошюру за свой счет. Когда мы их привезли в Одессу, то владыка разрешил их распространять в храме и соответственно вернуть нам потраченные средства. Возвращенные нам деньги мы планировали потратить на новую партию икон и брошюр. Через день мы узнали от иеромонаха Поликарпа (Лахмана), что казначейша Фотина против продажи и брошюры, и списка икон в храме.
Следует сказать, что брошюра «Учение о Церкви Новомучеников и исповедников Российских» буквально обжигает своей Христовой правдой тех, кто лишь на словах исповедает Христа. После ее прочтения некоторые из моих друзей нервно возвращали ее мне, другие, ссылаясь на мелкий шрифт, не хотели читать. В храме, рядом с которым красовалась вывеска Истинная Православная Церковь, эту брошюру отказались распространять. Вспомните о нежелании диаконов и священников, не всех, правда, произносить в ектении «Гонимыя Церкве Российския». Куда-то исчезли и списки иконы. О. Поликарп заявил, что они где-то в кабинете владыки. Я пошел в кабинет и стал искать. Нашел на дальней полке в пыли. Я показал списки о. Поликарпу и еще раз попросил о распространении. Он их взял. Мы уехали из Одессы. Вскоре в Одессу поехал наш друг, и я попросил его, если ни брошюра, ни наши списки икон не нужны, забрать их. Брошюру о. Поликарп вернул, а о списках сказал, что не знает, где они. Следует сказать, что на обратной стороне списка иконы, был написан текст ее истории, рассказанной нам владыкой Лазарем.
Через несколько месяцев после исчезновения списков икон случился наш разрыв с владыкой Лазарем. (Об этом тоже более подробно в книге). Каково же было мое удивление, когда в Харькове, в приходе о. Никиты, инокиня Амвросия протянула мне список, изданный нами, со словами: «Вот видите, оказывается владыка Лазарь почтен Материю Божией». Оказывается списки икон «канцелярия» владыки стала рассылать в доказательство «святости» своего предстоятеля. Хороша православная мораль лазаревцев - сначала практически обманом украсть списки иконы (а перед этим бросить их в пыль), а затем нагло рассылать по приходам, убеждая через ворованный образ Божией Матери святость своего владыки. Мы пытались рассказать историю этого списка. Но нас уже не слушали. На приходе уже прошли изменения.
Приходским священником стал о. Артемий, армянин по происхождению, бизнесмен по призванию. Более конкретно - владелец обувного производства. Одно время он прислуживал предыдущему священнику, а теперь и сам стал священником. При этом вся его семья ,включая и жену, ходила в МПшный храм, а жена даже пела в тамошнем хоре. Сына своего он безапелляционно называл только Тиграном, аналог русского имени даже не рассматривался. Жестоко отомстил владыка Лазарь приходу о. Никиты, надругавшись над самой памятью катакомбного пастыря. Вначале он сделал Артемия старостой прихода и потребовал от престарелой инокини Амвросии священную чашу - потир, которая принадлежала о. Серафиму Загоровскому, светочу катакомбной Церкви. Случай с чашей это продолжения хитрой политике подмен, которую успешно применял владыка Лазарь, а теперь продолжают его преемники.
Немаловажная деталь - инокиня Амвросия законная хозяйка дома. Но владыка Лазарь на это не обращает внимания, он чувствует приближение желанного мгновения мести ненавистному для него о. Никите. И орудием этой мести делает постороннего для прихода человека. Ситуация абсурдна до невозможности. Вы в силу ваших искренних убеждений предоставляете ваш дом под скромную церковь, Ваш церковный владыка назначает в ваш дом постороннего человека с правами хозяина и требует отдать ему то, что ему не принадлежит. Вот так нагло и безсовестно вел себя владыка Лазарь. Кощунство высшей пробы - на святом месте служения истинно катакомбного пастыря поставить служить мало что нерусского по происхождению, но абсолютно чуждого духу истинной ИПЦ человека
Очень скоро, к матушке Амвросии приедут помолиться духовные сестры. Приедут в воскресенье. Увы, они застанут молящихся женщин, а священника Артемия в доме и домашней церкви не увидят. На их недоуменный вопрос им ответят у батюшки сегодня торговый день. Другими словами в этот день он продает обувь на рынке.
Вообразите картину: священник ИПЦ в воскресный день стоит на рынке и предлагает купить обувь. В наше время очень трудно что либо скрыть. Не скроешь и того, что продает вот эту обувь настоящий священник. Психология постсоветских людей таже, что и у советских: о, у священника обувь-то наверняка качественнее, да еще и благословение можно получить на ее ношение. Это не ерничество, это плач. Большего кощунства и поругания святого имени ИПЦ и придумать сложно. Однако владыка Лазарь и его присные придумали. А потом встретили своего владыку со славой в доме, откуда его вышвырнули истинные катакомбные христиане. Те, кто исповедывал Христа, а не прикрывался Его Святым Именем. И не прикрывается до сих пор.
Что же касается заголовка нынешней статьи, считаю пояснять его не нужно: «слышащий да слышит, читающий да разумеет».
Александр Таненков.