Письма духовному чаду. Письмо двенадцатое

Сегодня позвонил мне один знакомый человек, уверенно считающий себя архиереем. Справившись о здоровье и сказав ещё пару-тройку общепринятых слов, вдруг, ни с того, ни с сего, он начал лить елей на старообрядничество, превозносить его до небес, приводить в пример святых Иоанна Златоуста, Сергия Радонежского, ссылаясь на Кормчую Книгу и иконы древнего письма. Я бы тебе об этом не стал и писать, если бы тяга к старообрядничеству «проклюнулась» только у него одного. Отнюдь. Этой болезнью сейчас заболели и болеют многие люди. Несмотря на Синодальный период нашей церковной истории и наиполнейший сонм просиявших святых Отцов Церкви Синодального времени,  их молитвы по-новому, никонианскому стилю, несмотря на всё это, эпидемия старообрядничества ширится, набирает убийственную скорость и силу.

По дьявольскому наущению люди ставят во главу угла обрядность. Думают, что количеством молитвенных слов (зачастую из неграмотно составленных книг) они подменят свою человеческую немощь – духовно-нравственную пустоту и, в одночасье, обретут святость и праведность. Спасение в добродетелях, не в молитвенно-количественном, а в духовно-качественном состоянии (наполнении) верующего человека.

На заре Христианства молились и служили Божественную Литургию святого Апостола Иакова – брата Господня по плоти, позднее стали служить ту же Самую, но уже укороченную Божественную Литургию святого Василия Великого (им же, кстати и сокращённую), а сегодня мы чаще служим Божественную Литургию святого Иоанна Златоустого. Она ещё немного короче. И что от этого? Мы впали в смертный грех или в некую вселенскую ересь? И это притом, что Божественную Литургию святого Апостола Иакова никто и никогда не отменял.

Когда в начале девятнадцатого века в Русскую Поместную Церковь принимали старообрядцев, то махнули на их «святую» обрядность рукой и сказали, примерно, следующее: «да, ради Бога, молитесь по своему древнему чину, вам никто не запрещает, будьте только в Русской Церкви Христовой  и поминайте Ея иерархов». Вот и всё. Больше никаких условий не ставили. Однако далеко не все тогда стали нашими братьями - единоверцами. По разным причинам, но больше всего не вошли в Церковь Христову по своей несусветной гордыне. Именно такому старообрядцу (на его вопрос о том, какая вера лучше: нынешняя или старая) старец Серафим Саровский тогда и ответил: «Оставь свои бредни, жизнь наша есть море, Святая Православная Церковь наша – Корабль, а кормчий – Сам Спаситель. Если с таким кормчим люди, по своей греховной слабости, с трудом переплывают море житейское и не все спасаются от потопления, то куда же стремишься ты со своим ботиком и на чем утверждаешь свою надежду спастись без кормчего?» (Душеполезное Чтение.  1867 г.).

И что же такого случилось сегодня? Ботик поменялся местами с Кораблём? Или что-то случилось ещё из ряда вон выходящего?

Случилось последнее.

Свергнут и врагами Церкви умучен последний Удерживающий Православный Государь – Император,  православно-монархическая государственность с Ним канула в лету, Церковь Христова сузилась до колечка. При этом многократно возвеличилась и возросла апостасия, а вместе с ней умножились и заполонили пространство бездуховные миазмы этого мира –  откровенно сатанинские центры, различные «христианские» секты, псевдоправославные «церкви», в том числе, «набрало вес» и упоминаемое ныне старообрядничество.

Почему?

По нашему отступлению от Вседержителя - Бога, теплохладности в Вере, одним словом – по нашим тяжким грехам. Прошлым и настоящим. Не все православные христиане одинаково стойкие в Вере. Слабым и колеблющимся людям всегда поддержкой и надёжным оплотом служило Православное Царство Российское. Сегодня Царства Российского нет. Вместо него теперь РФ - суррогат. Потому-то многие люди и так ослабели, испугались и разуверились в Вере. Ищут свой «пятый» угол спасения везде, где угодно, но только не в Церкви Христовой, как и позвонивший мне давеча «архиерей». По своей духовной слепости они не видят малое стадо Христово. А кто и видит, тот  боится к нему присоединиться, невзирая даже на  слова Спасителя: «Не бойся малое стадо!»  (Лк. 12:32).

Этот уверенный в себе «архиерей» упрекнул нас и в так называемом, перекрещивании1. Не принимая или не понимая того, что преступно не крестить тех, кто был «крещён» еретиками. Мы никого не перекрещиваем. Ибо сказано: «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4:5). Не изменяем Символ Веры. Боже упаси нас от такого греха! Напоминаю ещё раз об этом и не ради красного, чадо, словца. Я (как и вся Церковь Христова – Российская Православная Церковь) исповедую едино крещение во оставление грехов.  

Крещение – величайшее Таинство Церкви Христовой. Без него невозможно спасение нашей души. Почему же мы обязательно оглашаем и  крестим человека (если он не крещён катакомбным священником или в РПЦЗ), переходящего из Московской патриархии? Потому что Московскую патриархию, исповедующую сергианство, экуменизм (с уклоном в папизм), частичное обновленчество и так далее, и так далее, мы считаем одним из властных государственных институтов СССР – РФ. На основании святых церковных Канонов полагаем  ея лжецерковью и более того – синагогой сатаны – прообразом церкви антихриста.  Так оно, на самом деле, было и есть. И тако же постановил Свечной Собор Российской Православной Церкви от 2006 года. Тому мы и следуем. Настоящим приёмом в Церковь никакого новшества мы не открыли. Также, в отношении сергиан, поступали и многие катакомбники, умученные за веру Совдепией.

Наша логика православная и, как мне видится, она предельно понятная и простая. Московская патриархия – лжецерковь. Таинства Церкви Христовой в ней не совершаются. Не совершается там и крещение. Потому, от нея людей приходящих, мы оглашаем и крестим. Кто с таким утверждением не согласен, тот остаётся вне Церкви Христовой, ищет свой «пятый» угол спасения и уходит всё дальше и дальше от Бога.

Для сомневающихся в правильности своего крещения существует 84-е Правило Шестого Вселенского Собора, гласящее: «Послѣдуя каноническимъ постановленіямъ отецъ, опредѣляемъ и о младенцахъ: каждый разъ, когда не обрѣтаются достовѣрные свидѣтели, несомнѣнно утверждающіе, яко крещены суть, и когда сами они, по малолѣтству, не могутъ дати потребный отвѣтъ о преподанномъ имъ таинствѣ, должно безъ всякого недоумѣнія крестити ихъ: да таковое недоразумѣніе не лишитъ ихъ толикою святынею».

Казалось бы, такие простые истины, а приходится их разъяснять.

Поставить могильный крест  и не верить в будущую Православною Россию, грядущего Царя - Императора  это всё равно, что не верить в чудо Божье. Человеческими силами нынешнюю Россию с колен не поднять. Возможно, что это и так. Но: «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:27). По всенародном покаянии и воле Господней, Бог даст, воскреснет даже эта Россия. Кто в Божье чудо не верит, не верит в пророчества старцев, тот не может называться православным христианином, с тем не о чем, да и не зачем  говорить.

Таков итог моих размышлений по прочтении одной неказистой архиерейской статейки с  далеко идущими русофобско-паническими выводами, будто всё уже в этой России пропало, спасайся, кто и как может. Мол, из Америки нам гораздо виднее и вы не видите того, что у вас там под самым носом творится. Если пропало здесь, то где же тогда сохранилось? Не в Соединённых ли Штатах Америки? Как же. Бывали в обеих Америках. Видели. Знаем. Да у нас самый пропащий алкоголик духовно чище и выше многих тамошних граждан. В отличие от них, страха Божьего он не лишился. Душа его трепещет и всё ещё тянется к Богу.

В лучшем случае нас пытаются понять умом. Вчера и сегодня. И такая попытка вполне простительна западному человеку. Но она непростительна русскому архиерею (пусть и давно живущему на чужбине), измеряющему Россию, Ея духовное наполнение, всё тем же самым, западным (или прозападным) общим аршином. Ладно, он не верит в пророчества старцев о возможном и скором воскресении многогрешной и этой России. Бог ему Судия. Тогда, хотя бы, вспомнил слова русского поэта Фёдора Тютчева о таком изведанном и давно наболевшем, о том, что, вообще-то: «умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать – в Россию можно только верить».

Сказано это на веки вечные, без учёта делений на теперешние государственные образования, то есть, с позиций явно православно-имперских «амбиций».

Недавно меня попросили раскрыть смысл или сущность стяжания Духа Святого. Хорошая просьба, не правда ли? Насколько хватило времени и сил – объяснил, по своему разумению. Я подумал, что и тебе приобщиться к этим знаниям  тоже будет полезно. Помню, о нечто подобном когда-то и ты меня спрашивал. Не растекаясь мыслью по древу, а с содержательной точностью и наибольшей конкретикой. Прости, тут, как уж получится.

Стяжание (по Далю) это снискание, приобретание, добывание. В чём же заключается стяжание Духа Святого? И что под этим понятием подразумевается? Как Его правильно или лучше стяжать? Для начала, чадо моё дорогое, почитай ты житие старца нашего Преподобного отца Серафима Саровского. Им первым введено и озвучено это понятие – стяжание Духа Святого. Углубись в чтение и попытайся понять, как сам старец Преподобный отец Серафим стяжал Духа Святого. Пример его стяжания (как и спасения) правилен и поучителен.

Если ты заметил, в духовной жизни мы очень часто хватаемся за верхи. Хотим показать свою исключительность, сразу объять необъятное – понять то, что даётся великими молитвенными трудами и долгими годами жизни. То есть, за просто так и, как бы, по лёгкому,  получить праведность и спасительную благодать. И так далее. От беса это всё, от нашей, чадо, гордыни. Стяжание начинать надо с подвига малого. С понятного и посильного. Постепенно,  отрываясь от этого бренного мира и взойдя на первую ступеньку Лестницы Райской,  затем всё выше и выше, подниматься к Царству Небесному. С Иисусовой молитвой, слезами омывая грехи и бегая славы и искушений.  Без Божьей помощи и опытного духовного наставника-поводыря самому это сделать, вряд ли, под силу. Невозможно такое (спасение) и вне Церкви Христовой, без смирения и благословения.

Уверовал. Пришёл в Церковь. Отсеки свою волю. Отвергнись себя по Христу: «… кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Без лукавства и без всякой хитромудрой формальности, а, раз и навсегда – отвергнись и отсеки. Живи теперь дальше по благословению духовника - воле Божьей. Прежде всего, это касается твоего разговора с Богом – молитвы. Как готовиться к молитве и молиться, повторяться не буду. О том много сказано и написано. Прочитаешь из доступных источников.

Как зеницу ока и для начала, ты должен познать и хранить в себе азы Православия – безошибочно понимать и исповедовать Православную Веру, при надобности уметь Ея объяснить, знать правила поведения православного христианина в храме и вне церковной ограды. Уметь вести себя подобающим образом. И не на показ благочестия, а при его устоявшейся внутренней норме.  Без чего, как без воды или воздуха, невозможно и жить.

Научись правильно (без ошибок) читать по церковно-славянски, дабы после ты мог свободно читать на этом святом языке Святое Евангелие и Псалтирь, Молитвослов, а также другие духоносные книги. В начале – чтение, затем, Бог даст,  придёт понимание. Всё это - твой будущий и крепкий фундамент, на котором после ты и построишь свой собственный храм  из себя самого для стяжания и хранения в нём Духа Святого – постоянной сердечной молитвы – соединения с Богом  и, наконец, спасения и вхождения в Царство Небесное

О сем фундаменте в былые времена узнавали с младенческих лет, теперь же, дай Бог, узнают в зрелом возрасте, под старость, а то и будучи уже на смертном одре. И такое в нашей жизни бывает. Время важно, но оно не особо критично, ибо не от времени одного зависит стяжание Духа Святого - наше спасение. Зависит от силы Веры, от нашей способности к пропусканию Духа Святого – от предуготовленности, от любви к Богу и людям, и много ещё от чего. Мы как сосуды. Один быстро наполняется, а другой наполняется медленно.

Духовный опыт словами передать невозможно. В Житиях Святых он только вскользь и лишь частично показан. Молитвенный опыт приходит с годами и даётся большими трудами. Не всегда этот опыт у всех одинаков. Далеко не всегда. Каждый верующий человек выбирает (если такое возможно) свою тропку спасения. По благословению и не изначально, а по прошествию какого-то времени. И не дай Бог в тропке сей ему ошибиться. Кто молится в миру. Кто подвизается в монастыре. Кто терпит скорби в отшельничестве. А кто еще, где и как. Понимаю, что у тебя возникает много вопросов. Не меньше их, братец мой, и у меня многогрешного, да и не только у меня одного.

+++

Как Ты пламенем горящим

И водой живой бываешь?

Услаждая, как сжигаешь?

Как от тленья избавляешь?

 

Как нас делаешь богами,

Тьму в сиянье превращая?

Как из бездн людей выводишь,

Нас в нетленье облекая?

 

Как влечёшь Ты тьму к рассвету?

Как Ты ночь рукою держишь?

Как Ты сердце озаряешь?

Как меня Ты изменяешь?

 

Как Ты приобщился к смертным,

Сделав их сынами Бога?

Как без стрел пронзаешь сердце,

И оно горит любовью?

 

Как нас терпишь, как прощаешь,

По делам не воздавая?

Вне всего как пребываешь,

На дела людей взирая?

 

Оставаясь в отдаленье,

Как деянья всех объявишь?

Дай рабам твоим терпенье,

Чтоб их скорби не объяли!

 

(Преп. Симеон Новый Богослов. Божественные Гимны)

Мотовилов (Серафимов служка) передаёт слова великого старца о том, что: «… если бы мы не грешили никогда после крещения нашего, то вовеки пребывали бы святыми, непорочными и изъятыми от всякия скверны плоти и духа угодниками Божиими. Но вот в том-то и беда, что мы, преуспевая в возрасте, не преуспеваем в благодати и в разуме Божием, как преуспевал в том Господь наш Христос Иисус, а напротив того, развращаясь мало-помалу, лишаемся благодати Всесвятого Духа Божиего и делаемся в многоразличных мерах грешными людьми. Но когда кто, будучи возбужден ищущею нашего спасения премудростью Божию, обходящею всяческая, решиться ради неё на утревание к Богу и бдение ради обретения вечного своего спасения, тогда тот послушный гласу её, должен прибегнуть к истинному во всех грехах своих к покаянию и сотворению противоположных содеянным грехам добродетелей, а через добродетели Христа ради к приобретению Духа Святого, внутрь нас действующего и внутрь нас Царствие Божие устраивающего».

Потом он сподобился, вместе с Преподобным отцом Серафимом (по молитве Саровского старца), принятию Духа Святого и быть, какое-то время, в Духе Божьем. О великом сем чуде и дальше он пишет. О новых и доселе невиданных, и неиспытанных ощущениях. Вот к такому духовному состоянию православный христианин всю жизнь себя и готовит. В посте и молитве, чрез добродетели ради Христа, с горением в Вере и с великой любовью к Богу и людям.

Помоги нам Господь достичь всего этого.

Ему же и слава на веки. Аминь.

+ М. Д.

1 Примечание. Существует обновленный Чин принятия в Российскую Православную Церковь из раскола и ереси, отменяющий практику приёма священников и мирян, переходящих из Московской патриархии, исключительно через крещение.