Ответы на вопросы читателей Синодального интернет – портала «Исповедник» Первоиерарха Российской Православной Церкви митрополита Дамаскина (Балабанова)

Ваше Высокопреосвященство. В конце мая на страницах Синодального портала «Исповедник» появилось сообщение об очередном Архиерейском Соборе Российской Православной Церкви. Собор завершился, однако кроме даты и состава участников Собора больше никакой информации не последовало. В некоторых СМИ вскоре стали писать, что столь краткая информация о Соборе РосПЦ есть результат боязни преследования или даже угодничества пред властями. Поясните Вашу позицию.

В годы преследования и гонений Церковь Христова уходила в катакомбы. Учила, врачевала, окормляла своих пасомых тайно от людей внешних и сильных мира сего. Так было в первые века христианства, в годы советской власти и так будет во времена прихода к власти антихриста. В наше же предантихристово время ещё остаётся возможность открытой Евангельской проповеди, остаётся возможность спасаться открыто, хотя и уже близ катакомб.

Российская Православная Церковь - Поместная Церковь. Правдой Божией и своим исповедничеством Она неугодна властям. Эти власти осудили нашу Концепцию и Синодальный портал «Исповедник». Известные силовые структуры, через подконтрольные им сервера, закрыли адресный доступ к порталу, прослушивают телефонные разговоры и внимательно за нами следят. Прокурорский надзор грозит и требует снять с портала материалы патриотического, монархического и вероисповедного (!) толка. О какой боязни или даже угодничестве пред властями может идти речь? Если она где-то там в СМИ и идёт, то, явно, не от здравого смысла. Мы всегда стояли и будем стоять на исповеднических и православных позициях, прекрасно понимая, что икономия полезна и допустима по отношению к верующим, но она невозможна к бесовским властям.

Скажу больше - когда принималось решение по информации, то есть, сколько и в каком виде её давать, реакция властей не учитывалась нами даже подспудно.

На Архиерейском Соборе рассматривались вопросы не только внутрицерковной жизни. Мы приняли по ним решения, однако не стали их озвучивать на весь мiр. Собор такое право имеет. Постановления Собора не остались закрытыми полностью. Любой клирик или прихожанин РосПЦ может обратиться к своему правящему архиерею и получить по ним дополнительную информацию.

Не прекращаются обвинения Церкви и, прежде всего Синодальных Её иерархов в февральском грехе 1917 года. Многие из обвинителей требуют деканонизации Свв. Патриарха Тихона (Беллавина) и митрополита Владимира (Богоявленского). Одни «ревнители» Вас обвиняют в ереси царебожества, другие «ревнители» в ереси цареборчества. Где же, Владыка, истина?

Допустимо ли говорить о событиях февраля-марта 1917 года без учёта Промысла Божьего? Задумайтесь над этим вопросом. Мы часто и мыслим, и живём приземлённо. Живём, безусловно, к о н е ч н о. Не принимая во внимание или как принимать это должно (!) проблему духовного возрастания и спасения. При этом ещё и отмахиваемся от жизни загробной, забывая о Суде Божьем и о собственной вечности. Как живём, по себе, таким мерилом и меряем, не замечая ни своей личной ущербности – ни грехов, ни пороков - завидуя, гордясь, осуждая…  

Грех не вечен. Он лечится и прощается покаянием. Вопрос вины - далеко не главный вопрос. И если уж о нём говорить, то делать это надо без повышения голоса, без перекосов и фанатизма, здраво - без болезненной одержимости. В февральском грехе 1917 года повинен весь русский народ, все сословия Российской Империи. В Вероисповедной Концепции РосПЦ от этого греха не отделено и сословие духовное. Сваливать же всю вину, за февральскую и последующие наши трагедии, на одно лишь духовное сословие, Синодальных ли архиереев или пуще того – на Поместную Русскую Церковь – глупо, неприемлемо, преступно и недопустимо. В наше время для ослабления веры в Бога и подрыва авторитета Церкви Христовой используют все приёмы. В том числе и приёмы подлейшие. Одним из таких приёмов и воспользовались выше упомянутые «обвинители». Вольно или невольно, ведомо или неведомо – другой вопрос.

Деканонизация Свв. Патр. Тихона (Беллавина) и митр. Владимира (Богоявленского), которых столь рьяно добиваются Их «обвинители», создаст прецедент бумеранга, возвратившись с вопросом о деканонизации Свв. Царя Николая и Его Августейшей Семьи. И то, и другое непотребное действо на руку только врагам Церкви и приспешникам сатаны. Когда, так называемые, «церковные историки» в своих объёмных трудах вопиют о подписях Синодальных архиереев под известными Синодальными Определениями они почему-то забывают рядом поставить прощальные слова Св. Императора Николая II к Русской Армии: «...После отречения Моего за Себя и за Сына Моего от Престола Российского власть передана Временному Правительству, по почину Государственной Думы возникшему. Да поможет ему Бог вести Россию по пути славы и благоденствия. ... Повинуйтесь Временному Правительству, слушайтесь ваших начальников...».

Понимать причины февральской трагедии необходимо не только в её земном преломлении. И уж, конечно же, их нельзя понимать, руководствуясь информацией, полученной при помощи лишь научных методов исследования.

Аз многогрешный человек. Но я не еретик! Не царебожец и не цареборец! Господь это знает. И эта истина у Него.

В последние годы всё больше и больше людей уходят из-под различного архиерейского окормления – из Московской патриархии, «осколков» бывшей РПЦЗ, других юрисдикций. В лучшем случае их окормляют священники, поминающие обезличенное и обезцерковленное православное епископство гонимыя церкви российския. Кто относится к православному епископству гонимыя церкви российския и почему, всё же, эти люди уходят??

Чаще всего уходят «священники» и уводят за собой своих прихожан. Но уходят люди и одиночками. Причины различные, есть и вполне объяснимые и допустимые. К примеру, уход из Московской патриархии. Почему уходят из Московской патриархии, полагаю, объяснять вам подробно не надо. Хотя и там есть свои особенности и различия. Кто уходит по вероисповедным причинам, наконец-то, прозрев и поняв, что есть такое на самом деле МП. Часть «священников-настоятелей» покидает патриархию из-за соблазна громадных материальных и денежных средств, переставая ими делиться с «благочинными» и «архиереями». Есть и такие «пастыри», которых даже в Московской патриархии не держат, выгоняя за содомские (или иные) грехи, ставшие достоянием широкого круга общественности. Прикидываясь безвинно гонимыми, они тоже уводят за собой доверчивых и сердобольных людей. Встречаются ещё и «священники» одержимые бесами – экстрасенсы, «целители», «младостарцы» и «старцы», изотерики, рериховцы, приверженцы различных течений восточной и иных философий. И они не остаются пустыми, без сонма обманутых человеческих душ.

Уходят люди и из «осколков» бывшей РПЦЗ, других юрисдикций, уходят они и от нас. Приходят, уходят… и так постоянно, и из года в год. Скажу, почему уходят от нас. Основная причина столь печальных духовных шатаний заключена в маловерии или даже безверии. И уже на нём (маловерии или даже безверии) «навешено» всё остальное – неуемная гордыня, мнимая самодостаточность, различные перекосы в толковании Священного Писания, духа и буквы церковных канонов, уставов и так далее. Оторванность от православных корней и, прежде всего, советское - домашнее и школьное - атеистическое воспитание, породила ущербность мировоззрения, запредельное самомнение в непогрешимости и своей собственной исключительности, обострило болезненную непереносимость пастырских и архипастырских поучений, нетерпимость, хоть, какой бы то ни было, критики. Плюс ещё ко всему - заражённость наукой, философией, политикой и прочими, далёкими от духовных и спасительных мест - «богатствами» выработанными человечеством. Не так просто такого духовно выхолощенного и озлобленного человека привести ко Христу и утвердить его в Церкви Христовой. А если ещё этот человек и с намётом столично-московского лоска – то просто беда. Потому и плодятся изменники, трусы и обманщики: Мамаевы, Юхоши, Кузнецовы, Черкасовы…

Дабы оправдать свой уход к сатане, они погрязают во лжи, придумывают и распространяют о нас разные небылицы, при этом ссылаются на, якобы, традиции ИПХ и старую и почти совсем подзабытую ересь - будто бы спасаться можно и без священноначалия. Как же, священники и епископы все пали, остались только одни они – такие праведные, такие чистые и такие хорошие – единственные исповедники православия и настоящие ревнители благочестия. От паники и безнадёжности осталось им только посыпать голову пеплом и велиим гласом на весь мiр возопить: «Церковь Христова пропала, спасайтесь, люди добрые, кто как хочет и может!». Понятно, что без Церкви Христовой души их погибают. Жалко бедные души. Но воля человека не связана, а свободна. И человек сам делает свой собственный выбор – быть ему с Богом иль с дьяволом.

Разумеется, в их уходе есть и доля нашей вины. Однако всего объять невозможно. Хотя и справедливости ради, надо сказать, что кроме тепла и братской любви во Христе, ушедшие от нас заблудшие люди ничего иного не получали, не видели.

Вы спросили, кто относится к православному епископству гонимыя церкви российския? Епископат Российской Православной Церкви и относится. Иных епископов мы не видим. Впрочем, гонимыя люди, иногда, по жизни встречаются. Однако же, они не епископы, не православные и находятся вне ограды церкви российския.

Владыка Виктор (Пивоваров) опубликовал книгу со своими воззрениями на начало и конец мiра. В чём достоинство и недостатки этой книги?

Книгу эту он писал ещё при мне, в бытность у него в послушании. Беда в том, что еретические воззрения вл. Виктора «смазывают» все достоинства, если они в этой книге и, правда, имеются. Берясь за столь неподъёмный труд, автор изначально абстрагировался (отвлёкся) от православия, посчитав, что Святые Отцы в эсхатологии мало чего нам сказали и наработали, а, значит его уму и перу, образно говоря, есть место, где разгуляться. Вот в этом-то и заключается его основная ошибка. Без учёта эсхатологии христианских апологетов – св. Иренея Лионского, св. Ипполита Римского, св. Мефодия Олипского, св. Василия Великого, св. Григория Богослова, св. Григория Нисского, св. Иоанна Златоуста, бл. Феодорита Кирского, св. Дионисия Ареопагита и других Святых Отцов Церкви Христовой – эсхатология вл. Виктора (Пивоварова) теряет духовный смысл и своим еретическим наполнением отравляет читающему человеку и душу, и сердце, и мысли.

Полагаю, что если бы вл. Виктор духовную литературу читал чаще и гораздо внимательней (перечисленных Святых Отцов и других христианских апологетов), и относился бы к Святым Отцам с чуть большим почтением, то он не стал бы относить слова Христа: «В доме Отца Моего обителей много» (Ин.14:2) к наполненным, по его мнению, разумной жизнью планетам необъятного космоса, а толковал бы их православно, как это и делают в своих творениях Святые Отцы, безусловно, относя их лишь к Царству Небесному.

Еретична также и его теория ступенчатого (или постепенного) загробного (!) духовного возрастания – от обновлённого, после Страшного Суда, человека к ангелу, а от ангела к архангелу и так далее. В своём отражении, она чем-то схожа с оригеновской апокатастасистической1 ересью, хотя и в половинчатом её преломлении.

Эти два ярких еретических момента (есть и другие, менее очевидные, к примеру, попытка втиснуть Творца во временные и пространственные рамки, уподобив Его человеку), словно смертоносная отрава, ставят книгу вл. Виктора на одну полку с точно такими же книгами - вредными и непригодными для прочтения, их сегодня нет и числа.

Владыка, как Вы относитесь к новым паспортам, ИНН и штрихкодам, чипам и другим подобным документам?

Отношусь отрицательно. Но это не значит, что я пугаюсь их до потери сознания, как это можно теперь наблюдать у отдельных людей. И не столь уж и редко. Все перечисленные документы, а будут, наверное, и другие – есть предтеча печати антихриста. И мы это хорошо понимаем, потому и благословляем, кто может, обходиться без них. Однако предтеча это далеко ещё не антихрист. И не надо ставить антихриста выше Христа, что тоже теперь наблюдается у тех же самых отдельных людей. Когда случается такая беда, то, из-за боязни прихода антихриста (и боязнь эта, во многом, связана с перечисленными документами), они часто становятся одержимыми бесами – бросают Церковь и уходят в горы, уходят в леса, то есть, загоняют себя в такие узкие рамки, в которых невозможно спасение. Что интересно, уходят не на запад, восток или север, а туда, где комфортнее и теплее.

Если мы уже и сейчас всё побросаем, и все разбежимся в разные стороны, то зачем же тогда слова Христа, сказанные Им о времени прихода антихриста: «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да разумеет, - тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что - нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (Мф. 24. 15:22). Так, что рановато уже побежали. Да и бежать-то надо не самим по себе, а вместе с Церковью. Ибо сказано о тех днях: «А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней» (Откр.12:6).

Епископ Анастасий (Суржик) озвучил свою экклезиологическую (киприанитскую) близость по отношению к юрисдикции митр. Агафангела (Пашковского). Епископ Григорий (Лурье) на Portal-Сredo письменно его поддержал. Не началось ли, таким образом,   сближение «осколков» бывшей РПЦЗ?

Ничего удивительного. Говорят, что подобное всегда тянется к подобному. В бесподобной, по духу и содержанию, корпорации господина Пашковского только этих двух господ, пожалуй, и не хватает. Все остальные уже собрались на месте. Кого только в ней и нет: и киприаниты, и секачёвцы, и ряженные сидельцы на двух стульях из МП, и КП, не говоря уже об одиозных фигурах г. г. Алфёрове и Клиппенштейне. 

С Анастасием (Суржиком) всё ясно. Он и раньше, будучи ещё архиереем при митрополите Виталии, придерживался особых, нетрадиционных позиций, ориентируясь, всё больше, не на дух, а на букву. Оно и понятно, ведь, буква виднее.

Господин же Лурье мечется. То ли от безысходности, то ли от одиночества. Создаётся такое впечатление, будто изо всех своих сил, он старается выслужиться и попасть в орбиту внимания господина Пашковского. И, наверное, попасть ему уже удалось. Ещё бы, после таких-то публичных восхвалений последнему. О его, прошу прощения, маразматических и с философским душком рассуждений, почему-то выдаваемых (на всё том же портале) за православные мысли, судить, пока, не берусь, ибо это займёт слишком много печали и времени. Всю эту кампанию многое связывает. И не только одни лишь еврейские корни. Господа играются в Бога.

Вразуми их Христос.

Мне уже много лет. Большую часть жизни прожил при социализме, теперь же доживаю свой век при новом строе, не знаю, как его и назвать. Невольно сравниваю оба времени и прихожу к выводу, что тогда люди были и добрее, и чище. Особенно добрее и чище при Сталине. Да и сам человек был тогда более защищён. Сейчас же в обществе творится такое, что и не приведи Господь. Одни кремлёвские правители чего стоят -   вор на воре и вором погоняет. Им нет дела до вымирающей и стогнащей страны. Доколе так будет продолжаться? Или уже всё – надеяться нам на лучшее нечего?

Каков народ, таковы и правители. Может быть, это утверждение и неправильное. Спорить не буду. И конечно же, на чужие грехи закрывать глаза трудно. Однако за чужие грехи Господь с вас не спросит. Свои бы грехи отмолить. Искушений же нынче хватает. И не так просто рядом с денежным мешком удержаться от соблазна и не запустить в него руки по локоть, а то и по плечи. Не удерживаются, запускают. И не только в Кремле, но и везде по России.

Что же касается социализма, то жили люди по-разному и тогда. При одних правителях – так, при других – по-другому. Колебался уровень страха, насыщением одеждой и пищей. Плохо, что многие жили без Бога. Не вижу смысла сравнивать то время и это. Время – качество постоянное. А вот люди и, правда, меняются. И со временем меняются в худшую сторону. Тут я с вами согласен. Хотя и в этом нет ничего удивительного. Ведь приближаемся к концу света.

О сталинском времени, в предисловии к одной книге, не плохо высказался (хотя и далеко не безспорно) известный антисоветчик и антисталинист А. Зиновьев: «Я с юности не питал никаких симпатий к Сталину и сталинизму. Еще в 1939 году я открыто выступил против культа Сталина, за что был исключен из комсомола и из института, направлен в психиатрический диспансер для обследования, а затем доставлен на Лубянку. В диспансере меня признали психически здоровым, чего не сделали бы в либеральные послесталинские времена. А из лап органов государственной безопасности мне удалось ускользнуть. И вплоть до хрущевского доклада моим тайным призванием была антисталинистская пропаганда. Должен признать, что я не был единственным в своем роде. В хрущевские годы дело критики сталинизма взяли в свои руки сами бывшие заядлые сталинисты, и мой антисталинизм утратил смысл. И я обрел способность отнестись к нему спокойно, т.е. не с ненавистью, а с презрением.

А моя мать до самой смерти (она умерла в 1968 г.) хранила в Евангелии портрет Сталина. Она пережила все ужасы коллективизации, войны и послевоенных лет. Если бы в деталях описать, что ей пришлось вынести, читатель не поверил бы. И все-таки она хранила портрет Сталина. Почему? В ответе на этот вопрос лежит ключ к пониманию сущности сталинизма. Дело в том, что, несмотря на все ужасы сталинизма, это было подлинное народовластие, это было народовластие в самом глубоком (не скажу, что в хорошем) смысле слова, а сам Сталин был подлинно народным вождем. Народовластие - это не обязательно хорошо. Зверства сталинизма были характерным выражением народовластия в тот период. И этому ничуть не противоречит то, что одновременно это было и насилием над самим народом. Народный вождь - это не обязательно мудрый и добрый человек. Иногда народные вожди бывают отпетыми мерзавцами. И иногда сами они глубоко презирают народ, ибо знают, что такое народные массы в реальности, а не в книжках и в доктринах. Именно Сталин, а не Ленин, был народным вождем, ибо у Ленина тех именно качеств, какие приписываются Сталину, было недостаточно, чтобы стать народным вождем.

Чтобы ответить на вопрос о сущности сталинизма, надо установить, чьи интересы выражал Сталин, кто за ним шел. Почему моя мать хранила портрет Сталина? Она была крестьянка. До коллективизации наша семья жила неплохо. Но какой ценой это доставалось? Тяжкий труд с рассвета до заката. А какие перспективы были у ее детей (она родила одиннадцать детей!)? Стать крестьянами, в лучшем случае - мастеровыми. Началась коллективизация. Разорение деревни. Бегство людей в города. А результат этого? В нашей семье один человек стал профессором, другой - директором завода, третий - полковником, трое стали инженерами. И нечто подобное происходило в миллионах других семей. Я не хочу здесь употреблять оценочные выражения "плохо" и "хорошо". Я хочу лишь сказать, что в эту эпоху в стране происходил беспрецедентный в истории человечества подъем многих миллионов людей из самых низов общества в мастера, инженеры, учителя, врачи, артисты, офицеры, ученые, писатели, директора и т.д. и т.д. Не играет роли проблема, могло бы или нет нечто подобное произойти в России без сталинизма. Для участников процесса это фактически происходило во время сталинизма и, казалось, благодаря ему. И на самом деле во многом благодаря ему. Вот эти миллионы людей, вовлекавшие в сферу своих переживаний миллионы других, и явились опорой и ударной силой сталинизма. Конечно, не только реальные успехи людей, но и иллюзии играли тут роль. Но иллюзии не на счет марксистских сказок (в них верили мало), а насчет очень простых вещей: улучшения бытовых условий и душевных отношений между людьми. Для меня и многих моих сверстников отдельная койка с чистыми простынями и трехразовое регулярное питание казались пределом мечтаний. Хотя многие из нас не верили в марксистские сказки и понимали суть реального коммунизма, но и у нас были надежды на эту отдельную койку и сытный обед. Эти надежды пересиливали наше негативное отношение к нарождающемуся обществу. Хотели мы этого или нет, они связывались с именем Сталина. При оценке личности надо учитывать не только ее субъективные качества, но и то, как она отображается в сознании окружающих. А Сталин в сознании окружающих отображался не только и не столько как мерзавец, сколько как символ этого великого процесса...».

Когда пожившие люди ностальгируют по тому времени, сравнивая его с временем нынешним, приходит на ум роптание сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне: «…и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы всё собрание это уморить голодом» (Исх.16:3). Если верить А. Зиновьеву (и не только ему одному), то мяса и хлеба в сталинское время люди не наедались и вели их далеко не святые вожди и не к Богу.

Недавно я с содроганием перечитал книжку Н. А Соколова «Убийство Царской Семьи». И знаете, что больше всего меня поразило? Не хамское поведение жидов Голощёкина или Юровского и даже не ритуальное убийство Свв. Царя - Императора и Его Августейшей семьи. Больше всего меня поразило поведение русских людей. Соколов пишет: «Строгость режима, установленного Керенским, показалась некоторым из господ революционных офицеров недостаточной. Они потребовали от полковника Кобылинского, чтобы вся царская семья ежедневно предъявлялась им. Упадок дисциплины, моральная распущенность и мещанское любопытство прикрывались здесь соображениями, что семья может бежать. Кобылинский долго боролся с такими домогательствами, но в конце концов он должен был сделать доклад генералу П. А. Половцеву, сменившему Корнилова. Требование офицеров было удовлетворено в несколько смягченной форме: ежедневно, когда царская семья выходила к завтраку, в столовую являлись два офицера: кончавший дежурство и вступавший в него. Однажды, когда оба офицера явились к царской семье, Государь простился с офицером, уходившим с дежурства, и, по своему обыкновению, протянул руку его заместителю. Тот отступил назад и не принял ее. Государь подошел к нему, взял его за плечи и, заметно волнуясь, сказал: "Голубчик, за что?" Офицер ответил: "Я — из народа. Когда народ протягивал Вам руку. Вы не приняли ее. Теперь я не подам Вам руки". Этот офицер гордился впоследствии своим поступком. Его фамилия Ярынич».

«Про екатеринбургский режим Седнев и Нагорный говорили в мрачных красках... Они (охранники) начали воровать первым делом. Сначала воровали золото, серебро. Потом стали таскать белье, обувь. Царь не вытерпел и вспылил: сделал замечание. Ему в грубой форме ответили, что он арестован и распоряжаться больше не может. Самое обращение с ними вообще было грубое. И Седнев и Нагорный называли режим в доме Ипатьева ужасным. Становилось, по их словам, постепенно все хуже и хуже. Сначала, например, на прогулки давали 20 минут времени, а потом стали все уменьшать это время и довели до 5 минут. Физическим трудом совсем не позволялось заниматься, Наследник был болен... В частности, дурно обращались с Княжнами. Они не смели без позволения сходить в уборную. Когда они шли туда, их до уборной обязательно провожал красноармеец. По вечерам Княжен заставляли играть на пианино. Стол у них был общий с прислугой. Седнев удивлялся, чем была жива Императрица, питавшаяся исключительно одними макаронами. Седнев и Нагорный ссорились в доме Ипатьева из-за царских вещей: как преданные семье люди, они защищали ее интересы. В результате они попали в тюрьму. Их рассказы подтверждали и красноармейцы, которые караулили нашу тюрьму. Эти красноармейцы по очереди караулили то у нас, то в доме Ипатьева. Они со мной разговаривали. Их рассказы во всем сходились с рассказами Седнева и Нагорного. Они — это я помню — подтверждали, что Княжен заставляли играть на пианино, и вообще говорили, что с семьей обращаются худо» (из показаний кн. Львова).

Вот, уж, воистину тысячу раз вспомнишь слова Ф. Достоевского о том, что Без Православия наша народность – дрянь.

Доколе будет так продолжаться и на что нам надеяться? Верить и надеяться надо на Бога. Жить по – Божески, а не по греховно-людски. Терпеть непотребство осталось недолго. Грядет Царь Православный. По словам же преподобного Иустина (Поповича), когда Бог для нас станет первейшей и самой непосредственной действительностью, и когда мы начнём судить о мире и людях через Бога и по Богу, тогда через всё наше существо заструится вечная богочеловеческая любовь, и радость, и молитва, и истина, и правда, и кротость, и милосердие. Изменимся мы, и изменится мiр.

На этом свои ответы заканчиваю. Прошу прощения, что мало говорил по-монашески, а как-то, всё больше, отвечал по-мирски. Затронул в ответах фамилии… не хотелось кого-то обидеть и зла я на этих людей не держал, не держу. Прошу прощения. Уж, как получилось.

Богу нашему слава.

+ Митрополитъ Дамаскинъ.

 


1 Апокатастасис (др. - греч. ἀποκατάστασις — восстановление) - то есть, конечность адских мучений и полное очищение душ, переход грешников из ада в Царство Небесное – как людей, так и падших ангелов, вплоть до Сатанаила включительно.